В 2020 году основное бюджетное финансирование НФО составило 27 млн рублей, в 2019 году объем ассигнований равнялся 71,6 млн рублей. На оказание неотложных мер поддержки бизнеса в условиях пандемии коронавируса НФО в 2020 году дополнительно получила 27,8 млн рублей из бюджета округа.
Фото: правительство ЯНАО
Вместе с тем правительство Ямала утвердило постановление о порядке определения объема и предоставления субсидии. Среди целей предоставления субсидии в документе указаны компенсации расходов МСП, поддержка в рамках проектов «Свое дело» и «Время действовать», проведение выставки-конкурса «Лучшее на Ямале», финансово-хозяйственная деятельность и поддержка социально направленных проектов.
Максимальная сумма компенсации расходов субъектам МСП на модернизацию производства составляет 1 млн рублей, что не может превышать 20% от затрат предпринимателя и предоставляться чаще 1 раза в 3 года. Аналогичные условия предоставления поддержки предусмотрены при возмещении первого лизингового взноса при покупке оборудования.
До 500 тыс. рублей фонд может предоставить на сертификацию экспортно-ориентированной продукции, до 3 млн – на техприсоединение к инженерным сетям и на приобретение франшизы. При реализации инвестпроектов, связанных с пищевой промышленностью и созданием новых рабочих мест, максимальная сумма поддержки составляет 20 млн рублей.
Одним из обязательных условий получения финподдержки является отсутствие просроченной задолженности по налогам, превышающей 12,1 тыс. рублей. Отметим, во время пандемии коронавируса предприниматели массово столкнулись с недоступностью господдержки именно из-за наличия неисполненных фискальных обязательств. В результате в кризисной ситуации малый и средний бизнес «остался без возможности работать и без господдержки, что стало фатальным моментом, заставившим многих предпринимателей ЯНАО покинуть рынок».
Собеседники издания в законодательной сфере отмечали, что «власть фактически утратила доверие бизнеса». Вместе с тем регион продолжает терять предпринимательский капитал. За год, по данным налоговой службы, число субъектов МСП сократилось более, чем на 1 тыс. – до 17,2 тыс. организаций.
Эксперты в сфере предпринимательства отмечают, что сначала необходимо выполнить дорожные карты по медицине, системе образования, строительству дорог и так далее. Поддержка бизнеса в данном ключе не является первоочередной задачей, но регионы по мере возможности усиливают этот блок.
Вместе с тем аналитики указывают на недостаточность мер. По мнению инвестиционного аналитика Константина Селянина, структуры поддержки и содействия малому и среднему бизнесу только отчасти помогают. Роль НФО сводится к распределению бюджетных субсидий, кредитов и консультированию.
«Сначала предпринимателей душат налогами и проверками со стороны государства, а потом предлагают кислородный баллон в виде таких фондов и продолжают дальше. Если посмотреть на общий результат этих усилий, он окажется недостаточным. Административное давление и налоговое бремя не компенсируются за счет этих фондов», – полагает аналитик.
По данным Фонда микрофинансирования, в 2020 году в рамках проекта «Свое дело» 7 предпринимателей получили компенсацию на общую сумму в 5 млн рублей. При этом с середины 2020 года микрофинансовая организация не опубликовала ни одного отчета о своей деятельности на официальном сайте. В 2019 году организация также не публиковала годовой отчет. По последним открытым данным, совокупный портфель выданных займов микрокредитной компании «Фонд финподдержки СМП ЯНАО» составлял 490,4 млн рублей (всего 256 займов), а уровень просроченной задолженности – практически 10% или 47,5 млн рублей.
В фонде сообщили, что ранее отчет отправляли на опубликование на официальном сайте, и к концу рабочего дня документ появится в общем доступе. Однако к моменту публикации этого не произошло. В Департаменте экономики ЯНАО, являющемся главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на субсидирование фонда, также не смогли предоставить данные об объемах поддержки за последние два года и эффективности использования ассигнований.
Финансовые эксперты выделяют два основных критерия эффективности для фондов, созданных при поддержке государства. Первый показатель – создание новых рабочих мест, второй – объем налоговых платежей.
«Государство заинтересовано не в том, чтобы очередной предприниматель разорился или разбогател, а в том, чтобы создавались новые рабочие места, и тем самым снималась социальная напряженность. Второй критерий – это уже фискальная политика: соответственно, чем больше малых предприятий развивается, тем больше поступлений в бюджет. Количество заявок также может быть показательным. А количество розданных денег не является критерием эффективности данных структур», – делится суждением Константин Селянин.
Отметим, в постановлении правительства ЯНАО о порядке предоставления субсидии Фонду финансовой поддержки СМП ключевыми результатами выделения бюджетных средств являются количественные показатели. Оценку эффективности использования субсидии планируют провести исходя из числа получивших поддержку МСП по каждому из направлений, в том числе, по количеству участников выставки-конкурса «Лучшее на Ямале».
Фото: karelia.news
В Законодательном собрании также указывают на «отсутствие возможности реально оценить эффективность расходования денег ввиду недоступности полной и достоверной информации, в том числе от окружной Контрольно-счетной палаты».
Ранее ямальские общественники и депутаты неоднократно указывали на непрозрачность расходования средств через НКО, созданные правительством. Одним из некоммерческих проектов, который называли «кормушкой для чиновников», стал «Центр развития туризма на Полярном Урале», созданный в конце 2020 года и уже получивший крупную бюджетную субсидию в начале 2021-го.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий в ЯНАО.
Фото превью: Евгений Разумный / «Ведомости»