Коррупционная составляющая в деятельности мэрии Челябинска затормозила коммунальную концессию. ЧКТС дважды передал аварийные работы на сотни миллионов

В 2021 году МУП осталось без областных субсидий

МУП «ЧКТС» заплатит 100 миллионов за экстренные ремонтно-восстановительные работы на сетях теплоснабжения Челябинска. Прежних партнеров в активе мэрии предпочитают не раскрывать, несмотря на скандалы с подрядчиками и звучавшие заявления об аффилированности бизнесменов с прежним руководством муниципального предприятия. Примечательно, что один из контрагентов ЧКТС в рамках четырехлетнего заказа со сроком исполнения до декабря 2021 года уже получал более 370 млн и право освоить деньги за один год, после чего пошел по пути ликвидации. На фоне масштабных аварий на сетях и бедственного финансового положения коммунального предприятия участники рынка говорят о необходимости передать в концессию инфраструктуру. Процесс, впрочем, затягивается, поскольку, как указывают политологи и депутаты, «слишком много желающих прикоснуться к ресурсам МУПа, которое традиционно считалось кормушкой местных элит, особенно, перед концессией». Эксперты не исключают и коррупционную составляющую, отмечая, что ЧКТС – очередная иллюстрация кризиса в городе и неэффективности работы мэрии Челябинска.

МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети», подконтрольное администрации города, на фоне многочисленных аварий проводит торги по привлечению подрядчиков к аварийно-восстановительным ремонтам. Подрядчик будет выезжать на аварии в течение 2021 года. Исполнителя контракта стоимостью 100 млн рублей  планируют назвать в середине апреля, когда закончится сбор предложений от потенциальных контрагентов.

Фото: администрация Советского района города Челябинска

«Подрядные организации всегда привлекаются теплосетевыми организациями, это стандартная практика для случаев, связанных с аварийно-восстановительными работами. Договор с подрядной организацией заключается исключительно в целях аварийного прикрытия, когда теплоэнергетикам необходимо сосредоточить максимальные усилия на оперативном устранении нештатной ситуации. Таким образом, подрядчики на аварийно-восстановительные работы привлекаются только в дополнение к устранению аварий собственными силами предприятия. МУП «ЧКТС» обладает собственным ремонтным штатом, в настоящее время закупает все необходимые материалы для надлежащей эксплуатации тепловых сетей – трубу, запорную арматуру, ЖБИ и прочее», – прокомментировал конкурс директор ЧКТС Роман Шершнёв, назначенный на должность в феврале 2021 года.

Уточним, за минувшую зиму столица Южного Урала неоднократно сталкивалась с крупными инцидентами – без тепла в сильные морозы оставались десятки домов и социальных учреждений, а фонтаны кипятка из труб предприятия били в окна жилых домов. Самые массовые инциденты на сетях МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети» стали объектами проверки городской прокуратуры. К примеру, в  Тракторозаводском районе из-за инцидента на трубопроводе в феврале текущего года  без отопления находилось 83 жилых дома, четыре детских сада, две больницы и одна школа.

Примечательно, что и в 2020 году МУП также привлекало подрядчиков на эти цели. Кто именно ликвидировал аварии на сетях ЧКТС, компания не раскрывает, несмотря на то, что стороны подписали муниципальные контракты, информация о которых размещена на портале «Госзакупок».

Около 5 лет назад в Челябинске разгорелся скандал с возможным «кумовством» на предприятии, которое ранее возглавлял Сергей Лобанов (бывший депутатом челябинской гордумы). В 2016 году городские общественники заявляли об угрозе безопасности жителей города, так как контракты на содержание и восстановление сетей в несколько сотен миллионов рублей отдавали фирме, топ-менеджером которой якобы является родственник руководителя МУПа. Более того, коллектив  МУП «Челябинские тепловые сети» (ранее отвечало за перечень работ, которые передали частникам) выступал с открытыми письмами, сообщая о том, что у нового подрядчика нет ни персонала, ни техники для качественного выполнения работ.

В итоге аффилированность Лобанова с руководством и владельцами фирмы «Южуралтеплоприбор» официально подтверждена не была, а городские чиновники во главе с Евгением Тефтелевым заявили, что не видят проблем в контракте с частной компанией. Далее с «Южуралтеплоприбором» было подписано два договора более чем на 370 млн рублей со сроком исполнения до 31 декабря 2021 года. При этом МУП в тексте договора (имеется в распоряжении «Правда УрФО») согласовало, что  все заложенные в контракт средства должны были освоить еще в  2017 году.

«Деньги, выделенные под контракт, были израсходованы еще в 2017 году. МУП «ЧКТС» по этому контракту не может работать, так как лимит денежных средств уже исчерпан, и увеличить его в рамках указанного договора уже нельзя», – обрисовал ситуацию Роман Шершнёв. По его словам, в настоящее время контракты с ЮУТП закрыты в связи с полной выборкой финансирования по договору. При этом, по данным Межрайонной ИФНС №14 по Челябинской области, в декабре 2019 года собственник  ЮУТП Андрей Семыкин принял решение о ликвидации юридического лица. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, «Южуралтеплоприбор» ликвидирован в марте 2020 года.

«ЧКТС уже много лет считается своего рода кормушкой для групп влияния и чиновников. Наиболее спорные и выгодные контракты, исполнителей которых они, кстати, и стараются скрыть, связаны с аварийными работами. Подрядчик экстренно выезжает на место, латает дыры, чтобы восстановить теплоснабжение, и все эти работы благополучно уходят под землю. Кто будет доказывать и проверять, какие именно работы там проводились, сколько материалов было использовано для ликвидации? Закрыть объемы можно и по факту, и по максимуму», – обрисовал ситуацию осведомленный источник «Правды УрФО».

Следует отметить, что в предшествующие годы правительством Челябинской области неизменно предоставлялись МУП «ЧКТС» областные субсидии на проведение капитальных ремонтов и оплату топливно-энергетических ресурсов. Сумма этих субсидий в 2019 году совокупно составила около 380 млн рублей, в 2020 году – около 235 млн рублей. По информации от источников издания в мэрии, на выделяемые областные средства МУП «ЧКТС» проводило капитальные ремонты в Металлургическом районе в целях поддержания в исправном состоянии крайне изношенной коммунальной инфраструктуры. «При этом на 2021 год в областном бюджете никаких денежных средств в помощь МУП «ЧКТС» уже не предусмотрено, что, конечно, негативно повлияет на состояние сетей и их аварийность в этом году», – подчеркнул собеседник. По информации издания, администрация города Челябинска обратилась в правительство области с просьбой о выделении в 2021 году субсидии, которая предоставлялась в прежние годы.

Напомним, инфраструктуру ЧКТС уже несколько лет планируют передать в концессию. Потенциальным концессионером участники рынка называют «УСТЭК-Челябинск» (СП «Фортума» и «Корпорации СТС»), который не отрицал планов участвовать в конкурсе. Однако мэр Челябинска Наталья Котова не спешит запускать процедуру.

Источник «Правды УрФО» в правительстве Челябинской области подчеркнул, что весь процесс, связанный с концессией, курируют исключительно городские власти. Другой собеседник из мэрии Челябинска сообщил, что 2 недели назад состоялось совещание по вопросу передачи инфраструктуры в концессию. «Насколько мне известно, конкурс должны запустить в ближайшем будущем», – подчеркнул он. В пресс-службе горадминистрации попросили направить официальный запрос, но на момент публикации материала ответа не последовало.

Между тем политологи сходятся во мнении, что  затянувшийся процесс передачи  ЧКТС в концессию напрямую мог быть связан с желанием большого количества интересантов подзаработать на утопающем в долгах МУПе..

«Процесс идет ни шатко, ни валко.  Вполне логично, что производитель тепла может стать конечным контрагентом, который будет передавать ресурс и получать платежи от населения. Другой вопрос, что все это сильно затягивалось, так как масса людей пыталась вклиниться в эту цепочку и зарабатывать на посредничестве. Деньги там крутятся серьезные, ведь рынок «жирный», население стабильно платит за тепло», – подчеркнул  политолог Александр Подопригора.

По его словам, ситуация с МУП «ЧКТС» стала показательной для оценки работы управленческой команды администрации Челябинска. «Ситуация  очень типична, возьмите те же транспортные, озеленительные, осветительные МУПы. Все предприятия, которые работают с деньгами населения, через несколько лет своей деятельности оказываются банкротами и уходят из рук муниципалитета. Это неэффективное управление, прежде всего, со стороны мэрии. ЧКТС – типичный пример того, как город неэффективно с очевидными элементами коррупции распоряжается деньгами населения. Это огромный минус городской власти», – подытожил Александр Подопригора.

«Муниципальное предприятие действительно испытывало некоторые трудности, в конце 2017 года по решению Минэнерго России утратив статус единой теплоснабжающей организации в 1 зоне теплоснабжения. В настоящее время менеджмент МУП «ЧКТС» проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Полную картину о текущем положении дел, думаю, сможем сложить через два-три месяца», – подытожил Роман Шершнёв, который, по данным участников рынка ЖКХ Челябинска, был назначен на эту должность для стабилизации ситуации в МУПе.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий..

Фото превью: cheltv.ru

1 комментарий к “Коррупционная составляющая в деятельности мэрии Челябинска затормозила коммунальную концессию. ЧКТС дважды передал аварийные работы на сотни миллионов”

  1. Василий

    Ну, коллеги, необходимо развернуть и осветить тему директорства Лобанова. Как деньги текли в офилированную с ним организацию. Миллиард ежегодно. Платили по расписанию. Не нарушая графики. За год до ухода золотой парашут он себе знатно создавал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни
Пролистать наверх