Фото: ©️ Александр Рюмин/ТАСС
Например, в Челябинской области за год затраты на выращивание увеличились на 20-30% – до 14 млрд рублей. В Минсельхозе региона это связывают с ростом объемов использования элитных семян и минеральных удобрений. При этом субсидии на посевную кампанию составят около 1 млрд рублей.
Директор Департамента АПК Тюменской области Владимир Чейметов от озвучивания точных цифр воздержался, отметив, что в 2021 году число получателей субсидий в регионе сохранится на уровне 2020 года. По данным Минсельхоза РФ, в 2020 году из регионального бюджета на поддержку тюменского АПК выделялось порядка 2,2 млрд рублей.
Расходы зауральских аграриев на уход за посевами и обработку паров в 2021 году оцениваются в 6,1 млрд рублей, в том числе на приобретение ГСМ – 1,6 млрд рублей, против 5,4 млрд и 1,5 млрд рублей в 2020 году. Возместить часть затрат на приобретение топлива представители АПК планируют в рамках субсидий по несвязанной поддержке. Однако и в данном направлении наблюдаются сокращения. При этом Минсельхоз РФ увеличил план по сбору урожая в регионе.
Сельхозтоваропроизводители не склонны называть данную меру эффективной и доступной. К прочему, участники рынка не всегда рискуют брать заемные средства, учитывая непредсказуемость результатов аграрной деятельности из-за климатических факторов. Например, в 2019 году Челябинская область произвела 1,8 млн т зерна (31% от произведенного в УрФО), в 2020 году в связи с засухой – чуть более 1 тыс. т (23%). По словам участников рынка, многим сельхозтоваропроизводителям, потерявшим две трети урожая, до сих пор не удалось получить компенсации из бюджета.
«Обычно мы собираем минимум 14 центнеров пшеницы с гектара, в прошлом году из-за засухи мы собрали около 4 центнеров. Никакой поддержки нам не дали, причем такая проблема у многих. Мы обращались за компенсацией, но нам сказали, что нужно сначала вспахать. Тем, кто вспахал, тоже не удалось ничего получить, потому что посевы не были застрахованы. В итоге сейчас денег нет. Кто-то будет сеять меньше, а кто-то, как мы, не будет сеять пшеницу совсем. У нас есть совсем небольшие запасы гречихи, в этом году только за счет этого удастся провести сев», – рассказал изданию директор одного из сельхозпредприятий Южного Урала.
По словам другого уральского предпринимателя, «выживать и кое-что зарабатывать удается лишь тем, кто диверсифицировал свое производство, организовав не только выращивание зерновых, но и производство животноводческой продукции». Вместе с тем руководитель многопрофильного аграрного бизнеса указывает на то, что текущая закупочная цена на молоко в 23,5 рубля не позволяет сделать такое производство рентабельным. По мнению бизнесмена, для извлечения оправданной прибыли необходимо установить закупочную стоимость минимум в 35 рублей.
Представители Российского зернового союза в Свердловской области указывают на недостаточность собственного производства продовольственного зерна на Среднем Урале. В РЗС подчеркивают, что «при наличии определенных успехов есть направления, по которым необходимо расти».
Эксперты РЗС в региональных отделениях склонны полагать, что на федеральном уровне необходимо предусмотреть дифференциацию тарифов для поставок продовольственного зерна в УрФО, рассмотреть механизмы не только в виде льгот и скидок на логистику, но и в виде размещения государственных зерновых резервов на территории Урала, что также будет способствовать развитию отрасли.
Особое внимание, по мнению отраслевых экспертов, стоит уделить «определению рамок региональной политики, придав значение развитию зернового сектора, ведь в отличие от федеральных правовых актов о продовольственной безопасности, на Среднем Урале зерно не является приоритетом». Представители отрасли констатируют, что регионам не хватает финансирования и программного планирования по развитию мелиорации сельхозземель, использованию спецхимии, вводу в оборот пашен. Кроме того, развитие аграрного сектора тормозит отсутствие масштабной цифровизации земли, которая дает аналитические данные, позволяющие определить наиболее выгодные для выращивания в данном климате культуры и сформировать четкие планы по объемам производства.
Фото: Виталий Тимкив / «РИА Новости»
Аналитики прогнозируют неминуемый рост цен на сельхозпродукцию, учитывая, в первую очередь, два фактора: рост стоимости ГСМ и колебания валютных курсов. К прочему, производители сельхозпродукции указывают на повышение себестоимости продукции за счет удорожания расходных материалов, в том числе упаковки, на 30%. По оценкам отраслевых экспертов, в большей степени рост цен коснется мясного производства и производства птицы – на 15-20%. Несмотря на то, что зерно и овощи в меньшей степени будут подвержены ценовому скачку, это не значит, что в данной сфере его удастся избежать, и участники рынка оценивают его в 7-8%.
Эксперты полагают, что административные меры по сдерживанию цен на некоторые виды продукции, например, сахар, макароны и подсолнечное масло, не более, чем точечные. Отраслевые аналитики уверены, что на большой ассортимент сельхозпродукции их сдерживать не удастся.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий в регионах.
Фото превью: Виталий Тимкив / «РИА Новости»
2 комментария к “Хозяйства АПК Челябинска сокращают объемы производства. В РЗС заявили о продовольственном дефиците”
Всё правильно, затраты аграриев резко выросли в этом году. На федеральном уровне ни чего не сделано. Это надо обсудить на коллегии Минсельхоза России 16 июня.
..статья непонятно о чем…начиная с ошибок автора и заканчивая бредом «экспертов» и «пострадавших» от засухи…
автор «в 2019 году Челябинская область произвела 1,8 тыс. т зерна (31% от произведенного в УрФО), в 2020 году в связи с засухой – чуть более 1 тыс. т (23%)» — область собрала в 2019 году 1млн. 800 тыс.тн, а в 2020 — 1млн. тн…
..ну а про не застрахованные посевы уже смешно читать — что не страхуете в зоне рискованного земледелия? Государство даже субсидирует агрострахование. Много волокиты говорят — но а как вы хотели, государевы деньги просто так не раздают.