Южноуральским муниципалитетам предложили сократить бюджетников. На недовольстве граждан сыграет оппозиция

Областные власти ждут реализации реформы от местных глав

В районных администрациях Челябинской области вновь предпринимают попытки провести очередную управленческую реформу по смене статусов муниципальных районов на округа. Областные чиновники объясняют реинкарнацию бюджетной экономией и увеличением скорости принятия решений. Жители в отдельных территориях видят в реформе перспективу тотальной оптимизации, грозящей сокращениями в сферах здравоохранения и образования. Отчасти с ними соглашаются и политологи, однако протесты связывают, скорее, с интересами местных групп влияния, теряющих власть с сокращением местных администраций и советов депутатов, и опасающихся значительного секвестра бюджетов. Региональные власти официально от реформы, уже имеющей негативные примеры реализации, предпочитают дистанцироваться, связывая изменения исключительно с инициативой местных властей, на плечи которых ложится организация публичных слушаний и диалога с населением и советами депутатов. Тем не менее, нарастающее в отдельных территориях недовольство предложенной реформой, как полагают эксперты, повлияет на настроение избирателей во время предстоящих выборов в Госдуму. За кандидатов «Единой России» эта категория голосовать не будет точно.

Жители южноуральского Бакала собирают подписи против включения города в состав Саткинского муниципального округа. Сейчас населенный пункт находится в составе одноименного района, куда вместе с районной администрацией входят еще 8 муниципалитетов.

По словам председателя Саткинского районного собрания депутатов Николая Бурматова, переход в статус округа даст возможность сократить дублирующие функции, поселковые советы депутатов и сосредоточить управление территорией в единой администрации. При этом количество избирательных округов в думе муниципального округа может вырасти до 25, а сейчас в районе их только 20.

«Плюсы – это понятная модель управления. Например, идет линия электропередач – на территории школы за нее отвечает район, а за забором – администрация поселения. У нас очень сложное исполнение межбюджетных отношений. Деньги на исполнение контракта приходят в районный бюджет, принимаются советом депутатов, потом идут в администрацию поселения. Эта процедура занимает месяц-полтора и сказывается на исполнении контрактов», – рассказал Николай Бурматов.

Председатель собрания депутатов Саткинского муниципального района Николай Бурматов

По его словам, 80% сотрудников местных администраций перейдут в администрацию округа, бюджетная обеспеченность жителей в Бакале вырастет – сейчас город имеет лишь 31 млн рублей собственных доходов, еще 116 поступают из районного и областного бюджетов. Переход к единому бюджету округа позволит выделять средства на решение социально значимых вопросов, например, ремонт ДК в Бакале. Плюсом к тому город сохранит статус территории опережающего развития и сопутствующие ему льготы для инвесторов.

Однако для соседней Сатки, следуя словам Бурматова, бюджетная обеспеченность жителей, вероятно, сократится: «Финансирование рассчитывается из количества жителей, а так как в округе останется то же самое количество жителей, что и в районе, то, соответственно, и финансирование будет одинаковым».

Впрочем, спикер районного совета депутатов смог убедить не всех жителей. В Бакале граждане готовят обращение в администрацию губернатора Челябинской области с просьбой выделения территории из состава муниципального округа, решение о создании которого будет принято с учетом мнения населения на публичных слушаниях и голосования советов депутатов.

«Люди боятся давления властей и соглашаются подписать, но не собирать подписи. По депутатам спорный вопрос. Разговаривала с председателем (собрания) депутатов (Бакала) Гребенщиковым, позицию отказа от вхождения в муниципальный городской округ Сатки он не разделяет, но и не может опровергнуть ни одного из минусов при переходе (в состав муниципального района) Бакала», – поделилась с изданием активистка из Бакала Мария Гуляева.

По мнению общественника, реформа приведет к сокращению бюджетников и получателей социальных льгот. Кроме того, вероятны объединения учреждений бюджетной сферы в целях оптимизации.

Отчасти с ней соглашается в этом политолог Александр Подопригора, считающий, что управленческого смысла затеянная реформа не имеет. «Денег будет в 2 раза больше, а порядка – в 2 раза меньше. Встанут вопросы по организации социальных услуг, в том числе, по медицине. Можно предположить, что схемы оптимизации красивы только на бумаге. Плоды этой деятельности в здравоохранении региона мы пожинаем сейчас, в пандемию», – отмечает эксперт.

Вместе с тем протестную активность населения в территории эксперты не склонны связывать исключительно с инициативой самих жителей. По мнению политолога Андрея Лаврова, в подобных случаях она чаще всего вызвана противостоянием местных групп и чиновников, теряющих влияние вследствие предложенной реформы.

Попытки перехода от муниципальных районов к округам в регионе предпринимаются последние 3 года. В настоящее время в Челябинской области сохраняется 27 муниципальных районов.

«Никаких рекомендаций с областного уровня по смене статуса для муниципальных районов нет. Это инициатива снизу. Решение о смене статуса муниципального района на муниципальный округ зависит, в первую очередь, от желания самих жителей – проводятся публичные слушания, – депутатов районной и городской дум. В каждой территории к этим вопросам подходят индивидуально. Есть районы, где жители выступают за отказ от двух администраций (городской и районной. – Прим. ред.). Пока вопрос смены статуса обсуждают в 2-3 территориях», – поделился замгубернатора Челябинской области Станислав Мошаров.

Кроме Саткинского, к смене статуса также готовятся управленцы в Нязепетровском районе. С 2021 года  администрации района и Нязепетровска объединены. В первой от комментариев о дальнейшем ходе реформы отказываются.

«В Нязепетровском районе прошел первый этап – объединили администрацию города и района. Переход ко второму этапу должны обсуждать депутаты и жители. Реформа принесет, кроме экономии, и другие плюсы, например, повысит эффективность использования средств, увеличится скорость принятия управленческих решений», – сказал Станислав Мошаров.

Станислав Мошаров

Стоит отметить, что в ряде случаев реформу, целью которой являлось сокращение муниципалитетов к 2035 году вдвое, реализовать не удалось.

Политологи тогда заявили о «явной слабости политического блока Текслера». Так, например, в поселках Роза и Первомайский депутаты выступили против объединения с Коркинским районом, и даже визит замглавы Челябинской области Анатолия Векшина этот демарш не остановил. Также провалилась попытка объединения поселка Локомотивный с соседним городом Карталы.

В настоящее же время попытка провести объединение управления в территориях при явном недоверии населения, к прочему, окажет влияние на избирательные процессы. По мнению экспертов, настроение электората по отношению к властям ухудшится, и избиратели «уж точно не будут голосовать за «Единую Россию», а на местах уверенны, что реформу заказали именно сверху, чтобы «было проще манипулировать».

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни