Челябинские перевозчики уходят в убытки и с рынка. Властям придется вложить в социальное спокойствие сотни миллионов

Транспортная сфера Южного Урала вошла в глубокий кризис

Челябинская область в ближайшие полгода, скорее всего, лишится ряда транспортных компаний, перевозящих пассажиров по социально значимым маршрутам. Перевозчики банкротятся из-за убытков после резкого снижения пассажиропотока в пандемию. Об этом, в частности, заявили частные компании, обслуживающие маршруты в Еманжелинском и Ектульском районах. В муниципалитетах констатируют, что, несмотря на снятие ограничительных мер по коронавирусу, пассажиропоток так и не сравнялся с показателями прошлых лет. Остроту ситуации добавляет тот факт, что другие транспортники не стремятся участвовать в тендерах. Таким положением дел возмущено население, которое требует от властей обеспечить популярные направления хотя бы несколькими рейсами. В челябинском Минтрансе видят решение проблемы в переводе маршрутов на регулируемые тарифы, но это потребует от бюджетов разных уровней сотен миллионов рублей. Эту и другие меры поддержки бизнеса сейчас обсуждают и в областном центре, в противном случае перевозчики столичного Челябинска массово начнут повышать цены на проезд из-за нерентабельности. Однако пока согласованного властями решения нет.

Сегодня, на просьбу мэрии Челябинска не поднимать цены на внутригородские перевозки сразу несколько компаний сообщили, что у них нет запаса финансовой прочности, а «бизнес – это извлечение прибыли, а не генерация убытков». К коллегам присоединились и так же поднимут расценки ООО «Трейд-авто», ООО «Аль-Транс» и ООО «Урал-Дом». Горожане почувствуют повышение цен 1, 13 и 20 марта.

Критическая ситуация наблюдается не только в автохозяйстве Челябинска, но и всей области. Так, по данным Челябинскстата, в 2020 году транспортные компании Южного Урала перевезли только 72,5% к предыдущему году, а в период пандемии, по данным регионального Минтранса, на отдельных маршрутах падение показателя составляло до 80%. Впоследствии пассажиропоток увеличился, но так и не превысил 60% от обычных значений.

В результате, «не особенно прибыльные межмуниципальные перевозки вогнали транспортные компании в серьезные убытки», а жители начали жаловаться на нерегулярность перевозок. Сегодня, отмечают чиновники, в субсидировании нуждается 106 межмуниципальных и муниципальных маршрутов. Без господдержки сохранить бизнес не удастся.

Первыми проблему подняли власти Еманжелинского района, где перевозчик ООО «Еста» обанкротился и в апреле уходит с рынка. После вала жалоб от граждан глава района Евгений Светлов попросил помощи у Заксобрания. По оценкам чиновника, ситуация с перевозками на межмуниципальных маршрутах усложнилась в марте прошлого года, когда наполняемость автобусов составила 20-30%. Было принято решение сократить отдельные маршруты, которые не пользовались большим спросом населения. Евгений Светлов отмечает, что без субсидирования и оптимизации маршрутов перевозчикам не выжить.

«Надеялись, что ситуация улучшится, но, к сожалению, практика показала, что это затянулось надолго, и вопрос необходимо срочно решать. Выход мы видим в переводе социально значимых маршрутов на регулируемые тарифы, субсидировании. Но суммы получаются довольно внушительные, не у всех муниципалитетов есть такие средства. К примеру, нам только на два муниципальных маршрута необходимо порядка 7-10 млн рублей, а еще есть междугородные маршруты и внутригородские перевозки. В Еманжелинске действует 3 маршрута, мы их субсидируем, но сумма за год выросла вдвое и составила 5,6 млн рублей», – прокомментировал глава.

Компания «Еста» также обслуживала маршруты в Еткульском районе. По словам замглавы района Василия Карповича, перевозчик завершает работу в муниципалитете 1 апреля – до этого срока властям необходимо провести новый конкурс. Сама «Еста» намерена оставить всю инфраструктуру и технику уже новой компании. Всего перевозчик обслуживал 10 маршрутов внутри района и 3 межмуниципальных. Во время пандемии общество понесло такие убытки, что даже не смогло расплатиться с сотрудниками. Только на одном из наиболее популярных маршрутов Еманжелинск – Красногорск убытки за 7 месяцев 2020 года составили 8 млн рублей.

«Проводили анализ по 10 районным маршрутам. За январь прибыль была 26 тыс. рублей, пассажиропоток – 408 человек. Значит, ежедневно услугами перевозчика пользовалось 10-12 человек. Всего в районе проживает 30 тыс. человек. Что такое для предприятия 26 тыс. рублей от продажи билетов, когда содержание одного автобуса обходится в 250-300 тыс. рублей в месяц? Туда входят траты на механику, зарплаты, расходные материалы, бензин», – сообщил замглавы.

Администрация района направила в Миндортранс предложения по софинансированию контракта с новым перевозчиком. В целом необходимо около 10 млн рублей, из которых муниципалитет готов вложить только четверть.

В Аргаяшском районе перевозчик ИП Рамиль Алебаев, который получил популярный у населения маршрут №499 Аргаяш – Ярково на 5 лет с февраля 2020 года, продержался до апреля. Как рассказали в пресс-службе администрации, предприниматель заявил о трудном финансовом положении и разорвал контракт.

Конкурсы на поиск нового транспортника проводились, однако заявок так и не поступило. Сегодня на отсутствие этого маршрута в мэрию идет наибольший поток жалоб от населения. Чиновники занимаются переводом маршрута на регулируемый тариф и также рассчитывают на областную субсидию. Всего в районе из имеющихся 11 маршрутов обслуживается единственный.

Эксперты отмечают, что наиболее сложная ситуация у перевозчиков возникнет весной, когда закончатся сроки по госкредитам, которые они получили как сфера, наиболее пострадавшая от пандемии. Такие кредиты можно не возвращать в случае соблюдения ряда условий – к примеру, сохранение штата.

«После апреля, если каких-то субсидий или помощи не будет, выживать станет очень тяжело, предприятия начнут закрываться и распускать людей. Сейчас по условиям кредитов они не могут сокращать людей, за что государство и платит. Затем ситуация, думаю, ухудшится», – сообщил глава «Челябоблавтотранса» Станислав Новичихин.

Отметим, в самом Челябинске представители профильных союзов пока не фиксируют оттока частных перевозчиков с рынка. Однако без поддержки они вынуждены повышать цены, что вполне экономически обоснованно. По данным участников рынка, за последние 3 года дизтопливо подорожало на 36%, запчасти – на треть. Кроме того, от перевозчиков требуют обновлять парк и закупать автобусы средней вместимости.

В январе-феврале 10 транспортных компаний Челябинска подали заявки в управление транспорта о повышении стоимости проезда с 25 до 28 рублей в марте. Однако в мэрии на встрече с представителями компаний 12 февраля попросили отложить решение и рассмотреть другие варианты повышения доходности: перевод коммерческих маршрутов с нерегулируемых на регулируемые тарифы, введение проездных и субсидирование провоза льготников.

«Введение регулируемого тарифа означает, что регион просчитает начальную максимальную цену контракта и выставит маршрут на конкурс. Например, чтобы на маршруте выполнялось столько-то рейсов, за что будет заплачено столько-то денег. В результате, победителю торгов будет не важно, сколько он провезет пассажиров. На мой взгляд, на каких-то направлениях это решит проблему. Сейчас есть такие маршруты – пригородные, ближние деревни – туда надо возить людей, но их не хватает, чтобы заполнить автобус», – считает Новичихин.

Глава Союза перевозчиков Челябинска Александр Исаев отметил, что не все предложения администрации можно воплотить «здесь и сейчас».

«У мэрии было предложение повысить финансовую составляющую с помощью введения проездных билетов. Но для этого у перевозчиков нет программного обеспечения. А чтобы возить льготников – нужны специальные терминалы. Компании согласны рассматривать этот вариант, но все это займет время – не месяц, и не два», – сообщил эксперт.

В результате, несмотря на просьбу замглавы Челябинска по дорожному хозяйству и транспорту Максима Куляшова не повышать цены, перевозчики все же не отказались от этой идеи и проводят под нее экономическое обоснование.

«Речь на совещании в мэрии шла о том, чтобы не было необоснованного повышения цен. Мы обратились в экспертное бюро, которое будет просчитывать обоснованность повышения цен. Оно рекомендует, на сколько именно может быть повышена цена на проезд в нашем случае», – прокомментировал директор ООО «Челябинское такси» Сергей Вербовский.

Отметим, областное Заксобрание в начале февраля направило предложения по спасению отрасли губернатору Алексею Текслеру, однако «о содержательном, компромиссном ответе пока ничего неизвестно», как выразился один из депутатов.

«Правда УрФО» продолжит следить за ситуацией в Челябинской области.

Фото превью: vk.com/blacklist_barnaul

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни