Участники ВЭД из Екатеринбурга обвинили ФТС в экспериментах над людьми. Бизнес считает убытки от искусственного интеллекта

Таможенники опасаются в перспективе потерять рабочие места из-за политики Булавина

Очередной этап административной реформы, стартовавший 1 февраля в подразделениях Федеральной таможенной службы, – автоматическая диспетчеризация таможенных деклараций – столкнулся с ожесточенной критикой участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Предприниматели, специализирующиеся на торговле с зарубежными партнерами, и сотрудники компаний, предоставляющих услуги по таможенному оформлению товаров, единодушно заявляют о «сырой непродуманной новации подчиненных Владимира Булавина, уже ударившей по их карманам». Теперь декларации на товары оформляются в удаленных от местонахождения грузов центрах, что вызвало неравномерную нагрузку на самих таможенников, увеличило количество досмотров и затяжных простоев. Только за первые дни работы, со слов участников ВЭД, непредвиденные потери возросли кратно, и если ситуация не будет урегулирована в ближайшее время, за месяцы могут достигнуть десятков, если не сотен миллионов рублей. Руководители таможен вынуждены докладывать об успехах диспетчеризации, хотя их подчиненные в приватных беседах рисуют совершенно иную картину. И даже на официальном сайте ФТС отмечают рост негативных публикаций в профильных СМИ относительно «новинок цифровизации».

Участники внешнеэкономической деятельности почувствовали на себе первые результаты так называемой диспетчеризации от ФТС. За две недели работы, когда таможенники запустили автоматическую диспетчеризацию таможенных деклараций (ТД), подаваемых участниками ВЭД, стали массово возникать конфликты.

На практике автоматическая диспетчеризация означает, что декларации, направляемые в таможню, распределяются по 16 существующим в стране центрам электронного декларирования (ЦЭД). При этом, к примеру, ТД на энерготовары попадают в ЦЭД Центральной энергетической таможни, подакцизные – в ЦЭД Центральной акцизной таможни, а на товары, прибывающие морским транспортом (весьма значимая доля) – в ЦЭДы Владивостока, Питера или Новороссийска.

Уральский рынок при этом в значительной степени зависит от грузопотоков, идущих морем через крупнейший город Дальнего Востока, и, стало быть, декларационный массив вынужденно смещается из УрФО.

Начальник Уральского таможенного управления Алексей Фролов спустя несколько дней после внедрения диспетчеризации отметил, что «новый алгоритм существенного влияния на работу Уральского ЦЭДа не оказал». Однако участники внешнеэкономической деятельности придерживаются кардинально иного мнения.

«Это пилотный проект ФТС. Сделан он на базе их программного обеспечения. И если подаешь ТД на внутренний пост, сама программа отправляет его на внешний. Типа в рамках ведомственного взаимодействия. Оттуда нередко прилетает требование о досмотре, так как товар находится не в их зоне деятельности. Эти процедуры изрядно задерживают оформление и, естественно, сказываются на расходах. Пытаемся подавать предварительные декларации без указания пункта прибытия и назначения, посмотрим, как программа на это отреагирует. Ухищряемся. Кроме того, все в замешательстве, никто не знает, куда уйдет декларация, и как ее будут оформлять за тысячи километров», — описывают ситуацию участники рынка.

Само собой, что простои и задержки сильно бьют по взаимоотношениям компаний с клиентами. В крупных фирмах, оказывающих услуги на рынке ВЭД, говорят о шквально растущих расходах из-за проволочек в оформлении и досмотрах на складах. При этом, возможно, из-за сбоев декларации, по словам участников ВЭД, документы вообще могут переправляться непредсказуемо.

«Конечно, возникли проблемы. Это крайне непродуманный, сырой проект, но, похоже, в Москве это мало кого заботит. Смотрите, прибыл к нам контейнер. Подали декларацию, она улетает куда-то в Поволжье. Оформляли его с прошлой пятницы до четверга, неделю. Выкатили нам такое обеспечение, что мы чуть не прослезились, больше, чем платежи по декларации. И это не единичные случаи, весь рынок трясет. На наши вопросы ответов пока нет. Конечно, будем их поднимать в рамках правового поля», — поделился первыми впечатлениями от нового этапа административной реформы собеседник издания в одной из крупных отраслевых компаний УрФО.

Как рассказывают коллеги собеседника, «крайне сложно теперь объяснить клиентам, по каким причинам раньше декларацию можно было оформить за часы, а теперь они застревают на несколько дней, и кто оплатит простои людям, у которых горят контракты, или вводится оборудование на производстве».

Отметим, собеседники агентства воздерживаются от критики рядовых  таможенников и руководителей УТУ, понимая, что они также, по сути, оказались заложниками ситуации, «спровоцированной умами в столице».  «Создается ощущение, что в управленческий аппарат ФТС специально набирают людей, предельно далеких от реалий таможенного оформления», — излагают свои суждения специалисты.

Между тем, по наблюдениям собеседников агентства, из-за таких коллизий резко упала нагрузка на Уральский ЦЭД в Екатеринбурге, через который ранее проходил практически весь декларационный массив в УрФО. Зато давление на сотрудников ведомства на Дальнем Востоке  возросло кратно, что создало неравномерное распределение. В перспективе это может повлечь серьезные последствия, в чем в приватных беседах признаются источники агентства, близкие УТУ.

«Честно говоря, реформа идет с разной степенью успеха. Последствия диспетчеризации, скажем так, неоднозначны. Насколько знаю из кулуарных диалогов, Москва склоняет регионы к тому, чтобы рассказывать, что реформа замечательная и все идет превосходно. Но только по УТУ снижение декларационного массива с момента старта этого процесса составило 30%. У нас люди сидят, а во Владивостоке перегруз. Это хорошо? Точно так задумывалось? Смотрите, если раньше здесь оформлялся практически весь ММК, и  досконально знали всю картину его товарных партий, то сейчас декларации уходят куда угодно, создается нервотрепка», — описывает актуальную картину собеседник «Правды УрФО».

Примечательно, что при изучении ведомственной статистики за прошедшую неделю в мониторинговой системе «Арсенал» можно обнаружить, что в разделе «Динамика упоминаемости таможенных органов в СМИ» среди публикаций с негативной тональностью превалируют материалы о проблемах, возникших после введения ФТС России диспетчеризации. Но какова будет реакция Владимира Булавина и его окружения на эти факты – не ясно.

По словам источников издания, «такая вакханалия могла возникнуть из-за недостатка компетенций в Москве». А последствия могут быть весьма болезненными для того же УТУ. Заметив в ежеквартальных отчетах резкое падение декларационного массива в том же Уральском ЦЭД, «реформаторы вполне могут задуматься о сокращении рабочих мест, что уже выйдет за рамки исключительно ведомственной проблематики».

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни