Свердловскому кабмину дали год на борьбу с безработицей. Бизнес требует новых мер поддержки и доступа к госзакупкам

Региональные власти готовятся застраховать вложения на десятки миллиардов

Чиновники правительства Свердловской области получили установки на ликвидацию безработицы, уровень которой за период пандемии, только по данным официальной статистики, вырос в 5 раз. На восстановление занятости до показателей начала 2020 кабмину дали всего год. Впрочем, эксперты и предприниматели полагают, что времени потребуется куда больше. Ситуация на рынке труда развивается разнонаправлено – параллельно фиксируется и дефицит квалифицированных кадров, и продолжение роста безработицы среди лиц предпенсионного возраста. Ключ к решению задач аналитики видят в малом и среднем бизнесе, который остро нуждается в дополнительной поддержке. В связи с этим в кабмине к уже имеющемуся арсеналу мер предлагают добавить расширение участия региональных предприятий в госзакупках, хотя ощутимые инструменты, по мнению бизнес-омбудсмена, для этого пока отсутствуют. Крупному же бизнесу власти предлагают своего рода способ страхования капитала. Такой инструмент должен повысить активность по проектам на десятки миллиардов рублей, стимулировав одновременно формирование небольшого бизнеса вокруг них. Причем ряд компаний уже заявили о своих притязаниях на льготы и госсредства.

Вопросы, связанные с ситуацией на рынке труда и уровнем безработицы, стали одной из тем оперативного совещания в правительстве Свердловской области. По данным источников издания, губернатором Евгением Куйвашевым кабмину была поставлена задача выхода на «доковидные» показатели по безработице в течение года.

Фото: oblgazeta.ru

Уточним, на первое марта 2020 в Свердловской области уровень безработицы составлял 1,1%, насчитывалось 23,5 тыс. безработных. В течение года показатель вырос более чем в 5 раз. На 1 октября уровень составлял 5,65% (119,8 тыс. безработных). Как отмечают специалисты, в настоящее время рынок труда восстанавливается. Уровень безработицы, по данным регионального Департамента труда и занятости населения, на 4 февраля 2021 года составил 5,17% (109,7 тыс. безработных). При этом работодателям необходимо 41,7 тыс. сотрудников.

«Сложно сказать, как будет восстанавливаться рынок труда. Многое зависит от того, как будет чувствовать себя малый бизнес – он больше всего пострадал в пандемию. Многие предприятия не получили ту поддержку, на которую рассчитывали. Если в Екатеринбурге уровень безработицы до пандемии не был высоким, то в малых городах области он доходил до 5-10%. Единственное, за счет чего можно было выживать, – малый бизнес. На восстановление занятости, по самым скромным оценкам, потребуется 1,5-2 года. Особо радужных надежд нет. Крайне нужна поддержка государства для малого и среднего бизнеса, в том числе тех, кто хочет начать свое дело», – считает руководитель Центра социоэкономической динамики Института экономики УрО РАН Ольга Козлова.

К схожему мнению приходят и в Уральской торгово-промышленной палате, указывая срок восстановления бизнеса – конец 2022 года. В 2021 году, по мнению предпринимателей, до снятия коронавирусных ограничений еще будут сохраняться негативные тенденции.

По данным бизнес-омбудсмена Свердловской области Елены Артюх, численность зарегистрированных компаний за минувший год в регионе сократилась на 8,5 тыс. – до 193394. При этом самозанятыми зарегистровались 47 тыс. человек.

Обсуждая проблемы рынка труда в ассоциации «Деловая Россия», объединяющей в регионе порядка 100 компаний, заявляют о нехватке квалифицированных кадров на предприятиях. В то же время на рынке сохраняется, например, рост безработицы среди людей предпенсионного возраста – старше 55-60 лет, о котором говорит Ольга Козлова.

В зависимости от сферы деятельности представители бизнеса выражают мнение о необходимости сохранения мер поддержки, введенных в период пандемии. Так, например, предприниматели в сфере автобусных перевозок считают крайне необходимой пролонгацию инструмента беспроцентных кредитов для выплат зарплат персоналу, поскольку даже со снятием некоторых ограничений пассажиропоток так и не восстановился полностью, а затраты на ГСМ выросли. Впрочем, пока федеральные власти решение о пролонгации данной меры поддержки не приняли.

Что же касается в целом объема средств, направляемых в помощь малому и среднему бизнесу, в Свердловской области в 2021 году он пока остается примерно на уровне прошлого года. Если говорить о прямой поддержке, на эти цели будет направлен 301 млн рублей (в том числе 255 млн из федерального бюджета). Кроме того, по словам министра инвестиций региона Виктории Казаковой, за счет фонда микрофинансирования и региональных гарантий на поддержку бизнеса может быть направлено еще 4,5 млрд рублей. В прошлом году средства непрямой поддержки были меньше – 3,5 млрд рублей. Однако объем прямых «вливаний» из областного и федерального бюджетов был несколько выше – 534,9 млн и 863,7 млн рублей, соответственно.

В части поддержки бизнеса в кабмине региона также рассматривают вопрос увеличения доли представительства свердловских компаний в госзакупках – это помогло бы сохранить средства в экономике региона и частично вернуть в бюджет в виде налогов. В областном правительстве для работы в этом направлении, по данным источников издания, создана межведомственная рабочая группа. По словам бизнес-омбудсмена Елены Артюх, вопрос расширения возможностей местных производителей при участии в госзакупках поднимается свердловскими компаниями уже несколько лет и сейчас особенно актуален.

Фото: midural.ru

«В Федеральном законе №44 этот вопрос четко не отрегулирован. Сегодня легального механизма сделать это нет. Нужны поправки в федеральное законодательство, хотя со стороны ФАС этот протекционизм не поддерживается. В то же время мы видим, что введены отдельные преференции для малого и среднего бизнеса – квоты в госзакупках. Почему бы не ввести квоту для региональных производителей. Это укладывается в общую логику», – делится мнением с «Правдой УрФО» Елена Артюх.

Стимулировать малый бизнес должно и развитие крупных инвестиционных проектов. При этом инвесторы с 1 апреля получают возможность своего рода государственной страховки рисков. С этого времени в регионе стартует заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Соглашения закрепляют неизменность налоговых и прочих условий для инвесторов в течение 5-10 лет, а кроме того, дают возмещения средств на строительство сопутствующей (50%) и обеспечивающей инфраструктуры (100%). Предприятия, вложившие в проекты от 200 млн до 1 млрд рублей, имеют право заключения региональных СЗПК, с большими вложениями – претендуют на федеральные. Уже сейчас заявки на заключение СЗПК в Свердловской области подали 11 компаний с общим объемом инвестиций в 80 млрд рублей. Среди них, например, производитель хлебобулочных изделий «Смак», резидент «Титановой долины» «Аллегро», предприятие деревопереработки «Синергия».

Впрочем, работа с крупным бизнесом, как показал опыт пандемии, еще не гарантирует малому и среднему предпринимательству стабильности. В частности, ранее предприниматели сообщали о растяжении сроков оплаты заключенных контрактов до полугода, хотя ранее они составляли порядка 30-40 дней. От ручной настройки ситуации в части таких конфликтов, в том числе, со слов специалистов, будет зависеть успешность антикризисных мер. «Если все сведется к освоению льгот и госсредств корпорациями, без развития сопутствующего бизнеса рынок труда не поднять», – заключает собеседник среди предпринимателей.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.

Фото превью: oblgazeta.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни