Курганский Депздрав и «Чистый город» сплотил «общий интерес» к медотходам. Главврачей принуждают к «дружбе» с регоператором

Отраслевики заявляют о многомиллионных финансовых потерях больниц

Участники рынка обращения с отходами заподозрили чиновников правительства Курганской области в незаконных связях с руководством регионального оператора ТКО – компании «Чистый город». И без того высокая напряженность, характерная для хода отраслевой реформы в Зауралье, затронула и сферу медицинских отходов. По информации источников, представители Департамента здравоохранения Курганской области якобы настоятельно рекомендовали главным врачам крупных медучреждений заключать с «Чистым городом», минуя конкурсные процедуры, прямые договоры на вывоз медицинских отходов класса А. Именно эта категория занимает львиную долю всего объема мусора, образуемого клиниками. Примечательно, что расценки регоператора кратно превосходят стоимость услуги, которую можно получить в результате торгов. Пока в Депздраве официально отрицают подобные указания, а в самих клиниках ссылаются на нежелание «заниматься хлопотами по организации конкурсов в период пандемии», отраслевики указывают на разбазаривание миллионных средств из бюджета, достающихся регоператору и аффилированным с ним перевозчикам.

Ведущие медучреждения Курганской области вынуждены заключать прямые договоры на вывоз медицинских отходов класса А с региональным оператором ООО «Чистый город». Причиной этого, как говорят источники среди врачей, вероятно, являются рекомендации областного Депздрава.

Уточним, рынок медотходов и ранее оказывался в эпицентре конфликтной повестки Зауралья. Однако до этого на бесконтрольный оборот мусора обращали внимание экологи, неоднократно выявлявшие свалки опасных отходов и факты нелегального их уничтожения.

Фото: shop.uzex.uz

Между тем объемы мусора, вывозимые ежегодно из учреждений здравоохранения Зауралья, измеряются тысячами тонн. Только в 2018 году, по данным самого Депздрава, в регионе было образовано 7 239,95 тонны медотходов. Львиную долю, 6 971 тонну, из них составили отходы класса А (эпидемиологически безопасные, но требующие отдельного обезвреживания в отличие от ТКО). Тот же порядок цифр сохраняется и сейчас. Именно на эту долю, судя по всему, направлены интересы «Чистого города» и его вероятных кураторов в правительстве.

«Медучреждения Курганской области в подавляющем большинстве находятся на бюджетном финансировании и, мягко говоря, не шикуют. Нехватка денег ощутима. При этом с услугой по вывозу отходов класса А у нас складывается интересная ситуация. Если ряд клиник проводит торги, экономя на этом немалые средства, то крупнейшие учреждения поступают иначе. Ссылаясь на указания Департамента здравоохранения, они напрямую заключают договоры с «Чистым городом». Тариф у него – 561,77 рубля за куб. При торгах же стоимость падает практически в пять раз, до 120 рублей. Возчиком в обоих случаях выступает связанная с регоператором компания «Экосистема», – описывают проблематику осведомленные участники рынка.

К числу учреждений, подписавших прямые договоры с регоператором, относятся, к примеру, ГБУ «Курганский областной онкологический диспансер», ГБУ «Курганский областной кожно-венерологический диспансер» и ГКУ «Курганская областная психоневрологическая больница». В каждом случае контракты заключаются на сотни тысяч рублей. В совокупности же потери клиник из-за отсутствия торгов и заключенных, возможно, по принуждению договоров, по мнению отраслевиков могут достигать десятков миллионов рублей.

«Деньги эти могли бы идти на косметический ремонт, открытие новых ставок или закупки необходимого оборудования. У нас принято из каждого утюга вещать, какой молодец губернатор Вадим Шумков и его подчиненные, как они заставляют экономить каждую копейку, а тут мы видим простое разбазаривание бюджетных миллионов в пользу одной-двух частных контор. Это заставляет задаться вопросом, какие общие интересы могут связывать чиновников и руководство регоператора», – высказывают свои оценки ситуации собеседники.

Однако в депздраве официально отрицают наличие каких-либо «рекомендаций» по сотрудничеству с «Чистым городом». Кроме того, в ведомстве ссылаются на разъяснения, данные коллегами из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области относительно операций с медицинскими отходами класса А.

«Указаний медицинским организациям о заключении договоров с региональным оператором ООО «Чистый город» по оказанию услуг на вывоз отходов класса А от Департамента здравоохранения Курганской области не поступало. <…> Действующим законодательством не предусмотрена обязанность образователя медицинских отходов заключать договор по обращению с данным видом отходов именно с региональным оператором», – отметила, среди прочего, в ответе на запрос «Правды УрФО» и.о. главы Депздрава Елена Островских.

Кроме того, директор департамента сообщила, что медучреждения «свободны в выборе форм и предмета хозяйственных договоров и обязательств, которые не противоречат законодательству и уставу». При этом, по данным ведомства, 35% подведомственных организаций в 2020 году заключили с «Чистым городом» контракты на вывоз медотходов класса А.

Подписание прямых соглашений с регоператором подтверждают и в клиниках. Однако, по словам собеседников издания, такое решение, несмотря на всю его неочевидность, ими принималось добровольно.

«У нас очень высокая загруженность для того, чтобы еще и аукционы проводить. Но мусор же вывозить надо. Сейчас открылись после ковида, и сразу нужно решать массу вопросов с продуктами, медикаментами. Разберемся с этим, а затем будем думать и по договорам на вывоз отходов. Это просто по времени тягомотно, нужны согласования, организация процедуры», – пояснил «Правде УрФО» собеседник в Курганском областном кожно-венерологическом диспансере.

Фото: news.cgtn.com

Впрочем, эти объяснения участникам рынка представляются неубедительными. По их мнению, высокая загруженность характерна для подавляющего большинства клиник, работающих в период пандемии, однако специалисты не пренебрегают возможностью сэкономить средства на вывозе медмусора. В возможном принуждении главврачей к «дружбе» с «Чистым городом» источники издания увидели «знакомый почерк» из других сфер.

«Каким бы ни был «Чистый город», думаю, он бы не смог «спеться» с чиновниками без команды этим управленцам от вышестоящего руководства. Это по определению. Что касается самих отходов класса А, то они полностью выпали из ФЗ-89 и регулируются отдельным законодательством. Для обращения с ними лицензия не нужна, регоператор тоже их не контролирует. Там другая схема. Учреждения могут заключать прямые договоры в пределах строго установленных лимитов. Если договор заключен за этими рамками, то это нарушение закона. Регоператор имеет право заключать договоры, как и любой хозсубъект, имеющий возможности. Конечно, думаю, указания Депздрава были устными. Прецеденты уже были, когда мэрия Кургана давала «рекомендации» с кем работать, а с кем нет, учреждениям образования. Вызывали и делали внушения. Ничего нового», – заключают участники рынка.

Так или иначе, само массовое заключение невыгодных, по мнению специалистов, соглашений с регоператором вкупе с неубедительными объяснениями не может не вызвать, по словам отраслевых экспертов, сомнений. «Судя по всему, при поддержке региональных чиновников «Чистый город» нашел еще один способ удовлетворить свои финансовые аппетиты», – заключают они

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: news.solidwaste.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни