Созданная тенденция, по словам президента Союза малого и среднего бизнеса Анатолия Филиппенкова, крайне негативно сказывается на предприятиях, и без того получивших сильный удар в период пандемии.
«Коронавирус, так или иначе, коснулся 87% малого и среднего бизнеса. Особенно это заметно на сфере услуг. В целом, за год закрылись около 10% предприятий, еще 25% снизили обороты и сократили персонал. В то же время мы столкнулись с отсрочкой оплаты и по муниципальным контрактам. В прошлом году пришлось даже прокуратуру привлекать по жалобам предпринимателей, после чего оплата им поступила», – рассказал Анатолий Филиппенков.
Фото: pikabu.ru
На аналогичные тенденции, связанные с оплатой контрактов, указывают и в Союзе промышленников и предпринимателей Челябинской области, называя одной из причин отсутствие оборотных средств у заказчиков.
Как добавляет политолог Александр Подопригора, количество фактически прекративших свою деятельность субъектов малого бизнеса в сравнении с данными по итогам 2019 года удвоится и может дойти до 30%. Однако официальная статистика покажет меньшие цифры, исходя из числа ликвидированных юрлиц. Ранее ежегодное сокращение числа юрлиц на Южном Урале составляло порядка 5-7%.
Судя по данным официальной статистики, ситуация в Челябинской и Свердловской областях, в валовом региональном продукте которых на малый бизнес приходится порядка трети, выглядит не так критично. Так, ВРП Свердловской области по данным первого полугодия прирос более чем на 2%. Однако рост, по мнению экспертов и представителей, вызван в значительной степени результатами деятельности крупных предприятий.
«Пандемия привела к перераспределению товарных потоков. После закрытия общепита в разы сократились объемы продаж, поменялась структура поставщиков. Местами сети просели по отдельным группам товаров. В то же время в сетях выросла на 70% продажа алкоголя. Серьезно подорожали крупы (гречка на 59% в Свердловской области. – Прим. ред.), мясо, сахар (цена на него поднялась на 70%). Учитывая ажиотажный спрос, торговые сети поднимали цены. Допустим, на 40% поднимут, но откат потом будет не больше 25-30%», – говорит директор института финансов и права УрГЭУ доктор экономических наук Максим Марамыгин.
С учетом декабрьского и январского роста цен на ГСМ стоит ожидать дальнейшего значительного удорожания товаров ряда отраслей, что крайне негативно сказывается на экономическом положении населения, реальные доходы которого за минувший год, по оценкам экспертов, упали на 10-15%.
«Особенности формирования цен на ГСМ в России таковы, что львиная доля в них приходится на налоги. В отдельные периоды эта доля достигала 70% в цене бензина. За счет этого – то есть платежей населения – фактически пополняется бюджет», – отмечает Максим Марамыгин.
Если на товарах первой необходимости даже с учетом повышения цен население вряд ли сможет значительно сэкономить, то более дорогие покупки отложит. Так, в челябинском реготделении «Опоры России» уже сейчас указывают на перскпективы падения спроса на индивидуальное жилье в связи с резким скачком цен на металлоконструкции.
Фото: chelindustry.ru
Негативные тенденции в экономике, по мнению доктора экономических наук, продлятся еще не менее полугода. В течение этого срока с рынка, вероятно, уйдет еще ряд предприятий малого и среднего бизнеса. В случае снятия режима коронавирусных ограничений, восстановление этой сферы начнется осенью текущего года, а о каком-либо росте можно будет говорить лишь в 2022 году.
Таким образом, к осени и выборам депутатов Госдумы регионы, если не предпримут новых мер поддержки бизнеса, вероятно, подойдут еще в более депрессивном экономическом состоянии, нежели сейчас.
«Пока уровень доверия к власти сильно не падает, но долго это продолжаться не может – нужны стимулы, чтобы укрепить и восстановить экономику», – считает политолог.
В противном случае при росте негативного отношения населения накануне выборов региональным властям, как и ранее, придется прибегать к активизации административного ресурса, а также устранению сильных конкурентов еще во время прохождения регистрации в избиркомах.
«Высвобождаемая энергия самой активной части населения – предпринимателей – не может просто исчезнуть по законам физики. Люди теряют бизнес, доходы, цепочкой увольняя сотрудников своих фирм. Где, вы думаете, эти люди были в минувшее воскресенье? Они были в рядах демонстрантов, и уже никакие пропагандистские методы вокруг Единой России эту ситуацию не изменят», – заключил уральский политолог.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.
Фото превью: «Радио Свобода»
Добавить мнение