Дороги Курганской и Челябинской областей привели чиновников в суды. Муниципалитеты заявили об убытках

Политологи заявили об электоральных рисках для местной власти

Многочисленные нарекания в адрес дорожного подрядчика «Уралавтодор» привели к многомиллионным судебным разбирательствам. Заказчики и контрагенты требуют неустоек и штрафов за злостное неисполнение взятых на себя договорных обязательств. Чиновники направляют претензии, связанные, в том числе, со срывами сроков сдачи объектов, восстанавливаемых в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Муниципальные администрации констатируют ущерб местным бюджетам. Массовые нарекания возникают и со стороны жителей, недовольных качеством проводимых ремонтов. Отраслевые эксперты усомнились в успешном исполнении многомиллионных контрактов в Курганской и Челябинской областях, что с большой долей вероятности приведет к новым судам и дополнительным бюджетным расходам. Политологи в свою очередь в складывающейся ситуации усматривают существенные риски для всех уровней власти, обусловленные высокой социальной значимостью дорожных проектов. Учитывая урон, наносимый бюджету, а также несвоевременное или некачественное исполнение обещаний о качественных дорогах, эксперты указывают на резкое снижение уровня электоральной лояльности.

В отношении челябинского АО «Уралавтодор» растет число претензий со стороны контрагентов, заказчиков и надзорных органов. В частности, курганская природоохранная прокуратура выявила нарушения, связанные с вредными выбросами во время дорожного ремонта в Кургане. В арбитражных судах Курганской, Челябинской и Свердловской областей рассматриваются десятки исков в отношении «Уралавтодора».

Контрагенты из уральских регионов добиваются выплаты неустоек, а челябинское ООО «Инвестиционно-строительная компания «Империя» в начале 2020 года потребовало признать проблемный актив банкротом из-за долгов в 1,5 млн рублей. Последний иск в отношении «Уралавтодора» подан 13 января 2021 года от ООО «Юрюзанские камни» на сумму 31 млн.

Фото: «УралАвтодор»

Например, в арбитраже Курганской области идет разбирательство между администрацией Кетовского сельсовета и «Уралавтодором». Причиной конфликта стал срыв контракта на 33 млн рублей по  капремонту автодороги на улице Космонавтов в селе Кетово в рамках  реализации программы национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» «Модернизация дорожной сети Курганской агломерации». Мэрия намерена взыскать более 3 млн рублей в качестве неустойки и убытков бюджета в связи с ненадлежащим исполнением контракта. В «Уралавтодоре» к моменту публикации на вопросы редакции не ответили.

Как пояснил глава Кетовского сельсовета Виктор Цурбанов, к судебному разбирательству привели разногласия сторон по объемам выполненных работ. Уже прошло первое судебное заседание, подрядчик привлекает третьих лиц, поэтому рассмотрение отложено на февраль.

«Скорее всего, будет проведена независимая экспертиза, которая покажет, кто из нас прав. Согласно контракту, они должны выполнить то, что не выполнили, и заплатить штраф, возместить ущерб.  По качеству нареканий нет, дорожное полотно соответствует нормативам, проблемы есть с тротуарами. Контракт оплачен в полном объеме, но получились разночтения после проверки федерального казначейства», – отметил глава муниципалитета.

В октябре 2020 года «Уралавтодор» заключил контракт с ФКУ УПРДОР «Южный Урал» на ремонт автодороги Р-254 «Иртыш» Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск на участке км 225+000 – км 231+000 на территории Курганской области. Изначально финансирование проекта оценивалось в 55 млн рублей, в дальнейшем стороны подписали допсоглашение о сокращении бюджетных вложений до 52,8 млн. Дата окончания исполнения контракта была назначена на 10 ноября 2020 года. Вместе с тем последний транш из бюджета подрядчику в системе госзакупок зарегистрирован 10 декабря с отметкой о том, что исполнение контракта не завершено. Штрафы и неустойки подрядчику не выписывали, хотя статус контракта до сих пор «на исполнении».

В 2019 году ГКУ «Курганавтодор» заключило договор с челябинской компанией, предусматривающий устранение пучин и устройство ровика уширения проезжей части на трассе Курган – Куртамыш – Целинное (участок км 38+560 – 76+880). Работы по контракту стоимостью 18,3 млн рублей проводились в Кетовском и Куртамышском районах Курганской области. Срок сдачи объекта был назначен на 10 декабря 2019 года, однако 19 декабря стороны подписали соглашение о расторжении контракта. На тот момент подрядчик исполнил чуть больше половины запланированных работ на общую сумму 10,2 млн рублей.

Заказчик направил «Уралавтодору» претензию и потребовал неустойку за срыв сроков исполнения госконтракта в 5,3 тыс. рублей. ГКУ «Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области» 27 ноября отменило определение подрядчика для приемочной диагностики выполненного ремонта автодороги за 958 тыс. рублей. До настоящего времени новая закупка на завершение ремонта не опубликована. Между тем «убитая дорога» неоднократно становилась объектом критики для местного населения, поскольку «по ней опасно ездить как для здоровья людей, так и для сохранности автотранспорта».

Параллельно Курганавтодор заключил с компанией договор на 4,3 млн рублей на обустройство обочин и дороги на том же участке в рамках реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». По данному контракту в адрес подрядчика направили две претензии, в том числе за непривлечение в качестве субподрядчиков из числа малого и среднего бизнеса, на общую сумму свыше 60 тыс. рублей. Однако мирным путем решить конфликт не удалось, и заказчик подал иск в суд о взыскании пеней. Арбитраж в конце 2020 года удовлетворил требования истца и обязал ответчика выплатить 42,5 тыс. рублей.

Нарекания по качеству дорожного капремонта возникали у жителей Челябинской области. Под общественным давлением восстановление дороги, соединяющей челябинские муниципалитеты с федеральной трассой М5, по контракту на 320 млн рублей подрядчик провел повторно. Добавим, в 2019 году было возбуждено уголовное дело в отношении директора предприятия по содержанию дорог Дмитрия Чупахина после обвинений в краже полуприцепа.

Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков отмечает, что в предвыборный год особое внимание уделяется не только образованию и здравоохранению, но и состоянию внешней среды, в том числе транспорта и дорог. Политолог подчеркивает, что «населению принципиально, чтобы сделали дороги, и поднимается вопрос о доверии власти, поскольку речь идет о бюджетных средствах, которые выделяются на дорожные ремонты».

«Дороги – вопрос политически чувствительный и является визуальным инструментом власти для демонстрации заботы о населении. Например, если где-то застревает скорая помощь, то претензии идут не медикам, а власти, которая не может обеспечить хорошее качество дорог.  Для сельской местности дороги имеют судьбоносное значение, поэтому некачественный ремонт, переходящий в электоральный цикл, может быть использован политическими оппонентами и населением для претензий в адрес действующей власти. Это главное последствие», – отметил Андрей Русаков.

Отметим, наблюдатели связывают челябинскую компанию с экс-депутатом Законодательного собрания Новосибирской области Юрием Бондаренко. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, все акции «Уралавтодора» принадлежат ОАО «Новосибирскавтодор», где генеральным директором является Бондаренко.

Фото: архив редакции газеты «Сосновская нива»

Сейчас на исполнении компании в Зауралье находится контракт по капремонту объездной дороги в Кургане от федеральной трассы «Иртыш» до улицы Автозаводская, заключенный с МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства Кургана» на 391 млн рублей (срок сдачи объекта 15 октября 2021 года), по капремонту автодороги подъезд к Тюмени – Першино – Ягодное – Бралгина на участке Першино – Лебяжье в Белозерском районе на 122 млн рублей (заказчик Курганавтодор, срок исполнения – 26 сентября 2021 года).

В Челябинской области до 31 декабря 2022 года, согласно контракту с региональным Министерством дорхоза и транспорта на 831 млн рублей, «Уралавтодор» должен провести капремонт на участках железнодорожная станция Муслюмово – Саккулово – автодорога М-5 подъезд к городу Екатеринбургу и Кунашак – Усть-Багаряк, км 40 – км 54, в том числе моста через реку Синара.

Кроме того, по контракту с региональным ведомством на 820 млн рублей до декабря 2022 года подрядчик должен восстановить порядка десяти участков региональных и муниципальных дорог. Эксперты, учитывая негативный опыт компании, не исключают возникновение новых споров, связанных с исполнением госконтрактов, и необходимость дополнительных бюджетных расходов на судебные разбирательства.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: ОНФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни
Пролистать наверх