Так, например, в Магнитогорском кластере среднее расстояние в 2021 году снизилось с 87,92 до 73,8 километра, в Челябинском составило 102,61 километра, а в Горном – 119,69 километра. Самое короткое плечо оказалось в благополучном Кыштымском кластере – 70,84 километра. В Карабашском кластере, напротив, произошел рост с 91,31 до 106,25 километра, или на 16%, в основном, за счет перенаправления отходов Миасса и Златоуста на полигон в Полетаево. При этом среднее плечо для Миасса возросло на 222% (с 45,6 до 101,34 километра), а для Златоуста – на 563% (с 26 до 146,5 километра). Примечательно, что в Миассе действует мусоросортировочный комплекс мощностью 40 тыс.тонн в год, который, согласно терсхеме, недозагружен.
«Правда УрФО» ранее сообщала, что полигон в Полетаево работает с загрузкой 117-120%, что отрицательно влияет на экологию. При этом находящиеся в транспортной доступности полигоны либо недозагружены, либо вообще не работают. Так, площадка в Копейске при плановой мощности 36 тыс. тонн ТКО фактически приняла в 2019 году 34 тыс. тонн, а в 2021 планирует принять 32 тыс. тонн отходов. Полигон ТКО в деревне Урефты при плановой мощности 33,3 тыс. тонн ТКО в год, в 2019 принял 0, в 2021 также не планирует принимать отходы вовсе. Вместо этого все отходы стекаются в Полетаево. В то же время за минувший год оператор полигона ООО «Полигон ТБО» заработал более 150 млн рублей чистой прибыли за счет максимальной загрузки.
Фото: Андрей Ткаченко
Некомпетентность властей в этой части демонстрирует и ситуация в Магнитогорском кластере. В 2021 году здесь ожидается снижение плеча транспортировки на 16%. Произошло это из-за перенаправления ТКО Варненского района с Магнитогорской свалки, где транспортное плечо составляло 186,6 километра, на полигон в поселок Локомотивный вблизи города Карталы с плечом в 71,9 километра. При этом объект в Локомотивном действовал задолго до старта реформы в 2018 году. Таким образом ООО «ЦКС» и Министерству экологии потребовалось два года, чтобы изменить ситуацию.
Эксперты и участники рынка уверены, что терсхема выстроена не в интересах жителей региона, а под интересы структур, занимающихся строительством и эксплуатацией объектов обработки, захоронения ТКО, а также транспортных компаний. Именно для их максимальной выгоды региональные власти готовы возить отходы на сотни километров. Такая схема была выстроена при прежнем губернаторе Борисе Дубровском и продолжена его преемником Алексеем Текслером.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.