Подписи под соглашением о концессии создания железнодорожной инфраструктуры в ОЭЗ поставили начальник СвЖД Иван Колесников и министр транспорта и дорожного хозяйства Василий Старков
Примечательно, что на проведенные одновременно торги подал заявку только один участник – ООО «Корпорация Р-Индустрия», где с июля 2020 года 68% принадлежит Неле Живецкой, 32% – Юрию Типцову. Ранее, по данным системы «Контур.Фокус», уставный капитал принадлежал Владимиру Васильеву, фигурировавшему в ряде компаний в качестве соучредителя с Владимиром Якуниным.
Заявка компании была признана соответствующей требованиям, и с ней в итоге заключен контракт. Впрочем, представители строительной отрасли считают такой исход торгов предсказуемым, указывая на наличие ограничений для участников аукциона и его вероятное формирование под конкретного подрядчика.
Удивляет эксперта и запрос на предъявление справки от генподрядчика о применении неких инноваций, хотя данный аспект должен быть предусмотрен в проектной документации, а также явное расхождение сроков исполнения работ с указанными в проекте.
«Суммарный календарный срок строительства – 18 месяцев, включая 2 месяца на подготовку, но в контракте – 21 месяц, то есть с увеличением срока строительства увеличивается твердая цена, а следовательно, и коммерческая прибыль. Очевидно, что подрядчик закончит работы раньше и получит твердую цену», – полагает Алексей Савоськин.
В обоих контрактах работы финансируются в 2021-2022 годах, о договоры должны быть исполнены до февраля 2023 года. Создание железнодорожной инфраструктуры в «Титановой долине» было закреплено в 2020 году в рамках концессии между СвЖД и Министерством транспорта и дорожного хозяйства региона, предусматривающей со стороны концессионера вложение 1,6 млрд рублей (без НДС).
Объем железнодорожных перевозок резидентов «Титановой долины» должен составить порядка 500 тыс.тонн в год, а в сутки отгружаться максимум 30 вагонов. В случае, если резиденты ОЭЗ не обеспечат концессионеру необходимый финансовый результат, региональные власти гарантируют выплату инвестиционных затрат.
Реализация в срок условий концессии зависит и от концессионера, а также привлеченных им подрядчиков. В этой связи немаловажным является факт обнаружения многочисленных нарушениях Ростехнадзором на объектах железнодорожной инфраструктуры, где выполняла работы «Корпорация Р-Индустрия». Так, «Правда УрФО» уже сообщала об обнаружении ряда отступлений от проекта при выполнении работ на участке ветки Тобольск – Сургут. Полный список всех нарушений занял несколько листов. Например, компания применяла не предусмотренные документацией материалы. В суде пыталась избежать ответственности, ссылаясь на истечение сроков рассмотрения претензий заказчика.
В 2020 году РЖД предъявила финансовые претензии «Р-Индустрии» по нескольким объектам на общую сумму порядка 100 млн рублей. В большинстве случаев речь шла о невыполненных или некачественно выполненных работах по договорам строительного подряда, однако в процессе прений сторонам удавалось договариваться, сумма требований снижалась, а сам истец от них в итоге отказывался.
Фото: r-industria.ru
«Согласно доводам истца, было установлено, что строительно-монтажные работы выполнены с ненадлежащим качеством, выявлен ряд существенных недостатков, наличие которых явилось причиной невозможности использовать результат работ (объект) для нужд заказчика», – говорится в материалах дела.
Суд, впрочем, установил, что и сам заказчик недостатки не устранял, и в первой инстанции отклонил иск. Однако РЖД была подана апелляция и стороны в итоге пришли к мировому соглашению. Решение споров с основным заказчиком подобным образом, по мнению участников рынка, указывает на стремление строителей уйти от внимания органов прокурорского надзора и возможного попадания в списки недобросовестных компаний, что ограничит доступ к крупным контрактам.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.