Уточним, перекрестка является искусственной мерой сдерживания тарифов для населения. Ее суть заключается в том, что юридические лица фактически доплачивают за граждан. Однако такой подход вызывает противодействие со стороны промпредприятий. По словам председателя наблюдательного совета ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Александра Старченко, перекрестное субсидирование в текущем виде крайне неэффективно, поскольку не позволяет достичь целей социальной поддержки малообеспеченных, при этом вызванный ею рост цен на электроэнергию для промышленности несет риски для конкурентоспособности российских предприятий.
«Примерно двадцать лет назад объем перекрестного субсидирования составлял около 70 миллиардов рублей, сейчас называется цифра около 400 миллиардов рублей. «Перекрестка» в текущем виде – это недостаточно осмысленный, доставшийся нам в наследство после реформы РАО ЕЭС России способ уклониться от решения реальных проблем, поставив галочку: тарифы для населения на низком уровне сдерживаются независимо от того, сколько реально стоит электроэнергия и кто в такой поддержке действительно нуждается. В итоге средств каждый раз требуется все больше и больше, но социальная поддержка от этого лучше не становится, о чем свидетельствует наше отставание от европейских стран по показателю «энергетической бедности», – считает Александр Старченко.
При этом наибольший объем перекрестки сосредоточен именно в промышленных центрах, таких, как Свердловская и Челябинская области. По словам собеседника издания в свердловском правительстве, сильный прирост перекрестки в регионе связан с тем, что на его территории сосредоточено большое количество крупных предприятий. Однако, для сравнения, челябинским властям удалось достичь прироста субсидирования в 2021 году всего лишь на 2 млн рублей, сохранив при этом относительно невысокие тарифы на электроэнергию для населения – до 3,99 рубля за киловатт.
Сейчас антимонопольное ведомство разработало законопроект по постепенному снижению объемов перекрестки в ближайшие 10 лет. Согласно предложениям ведомства, за это время показатель будет снижен на 10% и к 2031 году составит 216 млрд рублей. Однако в данном случае интересы ведомства и крупных промышленных групп сталкиваются с интересами регионов при регулировании тарифов населения, которые сдерживаются законодательно. Любое перераспределение баланса
приведет к росту расходов бюджета прямо пропорционально объемам снижения перекрестки.
По оценкам экспертов, ежегодные потери ВВП страны от перекрестного субсидирования, по разным данным, составляют от 0,6% до 0,8%. Председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Павел Завальный считает, что правительству РФ необходимо обратить внимание на все виды и размеры перекрестного субсидирования в отрасли с целью его ограничения и ликвидации.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.