Речь идет о конфликте вокруг работ, проведенных еще в 2014-2015 годах по контракту стоимостью более 700 млн рублей на объекте капитального строительства «Развитие железнодорожной инфраструктуры участка Тобольск – Сургут Свердловской железной дороги. Участок Демьянка – Куть-Ях. 1 этап – участок Нелым – Вах».
Проведенная в 2019 году выездная проверка Ростехнадзора вскрыла многочисленные нарушения при проведении работ. Общий их список занимает несколько страниц, и все они касаются отступлений от проекта.
По итогам изучения материалов проверки в отношении компании было возбуждено административное производство по ст. 9.4 КоАП РФ «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов» и наложен штраф в размере 300 тыс. рублей.
Тем не менее, «Корпорация Р-Индустрия» с санкциями не согласилась и оспорила постановление Ростехнадзора в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Фирма настаивала, что работы ранее проверялись сотрудниками, замечания, предъявленные в 2016 году, устранялись, а речи об отступлении от проектной документации не шло.
Юристы предприятия отдельно настаивали, что работы на участке Нелым – Вах выполнялись еще в 2014-2015 годах, и сроки для предъявления судебных претензий вышли. Инстанция согласилась с этими доводами и в июле текущего года вынесла решение в пользу питерской конторы. Однако с ним, в свою очередь, не согласились представители Северо-Уральского управления Ростехнадзора, обжаловав его в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде, где на конфликт посмотрели иначе.
Инстанция признала наличие серьезных отступлений от проекта и отметила, что подрядчик, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, был обязан согласовывать все изменения в документации, а также «обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда». Кроме того, Тринадцатый суд не согласился с выводами первой инстанции об истечении сроков для предъявления претензий и возбуждения дела. Правонарушение было признано длящимся, а ответственность за него – наступающей с момента обнаружения, то есть с начала 2019 года.
Предыдущее решение было отменено, а штраф, наложенный на компанию, признан законным и «отвечающим тяжести совершенного нарушения». Суд счел возможным не применять к фирме более тяжелые санкции в виде приостановки деятельности. Впрочем, у «Корпорации Р-Индустрия» еще есть возможность оспорить и это решение в Арбитражном суде Северо-Западного округа.
Примечательно, что провести эти работы РЖД рассчитывает, начиная с 2017 года, но только в прошлом году ФАС дважды отменяла итоги тендеров, в которых также фигурировала питерская фирма. Антимонопольщики отреагировали на жалобы других участников, которые сочли, что вся процедура была изначально заточена под «Р-Индустрию».
Добавим, что и сам проект реконструкции неоднократно подвергался критике специалистов в сфере архитектуры, общественников и урбанистов, указывавших на его спорность и предполагаемое уничтожение существующего строения – уникального образца советского модернизма. Тем не менее, проект в итоге был утвержден, проведен новый тендер, победителем которого признали фирму из Санкт-Петербурга, которая освоит 2,3 млрд рублей до 31 мая 2024 года.
Собеседники издания не исключают, что получить этот контракт (как и в целом сформировать более чем солидный портфель заказов от структур РЖД на сумму более чем 22 млрд рублей) «конторе удалось из-за связей своего экс-учредителя».
Васильев и Якунин фигурировали в качестве соучредителей нескольких компаний, например, ООО «Настоящая охота» из Ленинградской области. Как отмечают источники агентства, при Якунине «Р-Индустрия» была одним из крупнейших подрядчиков РЖД, но и после его ухода Васильев сумел сохранить свои позиции на рынке, даже несмотря на переориентацию госкорпорации в сторону компаний, связанных с семьей Ротенбергов.
«Да и сейчас, вероятнее всего, он остается теневым бенефициаром», – полагают железнодорожники.
Тем временем в Сургуте уже осваивают первые деньги на реконструкции вокзала. Начаты подготовительные работы на территории комплекса.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: securitymedia.ru