Нарушения безопасности на СвЖД втянули строителей вокзала Сургута в суды с Ростехнадзором. Фирму из Питера с миллиардными контрактами понуждают к выплате штрафа

«Корпорацию Р-Индустрия» связывают с бизнес-партнером Владимира Якунина

Деятельность известного подрядчика структур РЖД – базирующейся в Санкт-Петербурге компании «Корпорация Р-Индустрия» – оказалась в эпицентре внимания Северо-Уральского управления Ростехнадзора и судебных разбирательств. Предприятие, на протяжении нескольких лет осваивающее многомиллиардные госконтракты на территории Тюменской и Свердловской областей, а также ХМАО-Югры и ЯНАО, не оставляет попыток отменить санкции, вынесенные за многочисленные отступления от проекта при выполнении работ на участке СвЖД Тобольск – Сургут. Ревизия Ростехнадзора вскрыла массовые нарушения, которые, по мнению ведомства, могли напрямую повлиять на безопасность объектов и создать угрозу жизни и здоровью граждан. Однако строители инициировали длительные судебные тяжбы, до сих пор идущие с переменным успехом. А на фоне затянувшегося конфликта компания из Питера уже готовится к получению новых дивидендов от «Российских железных дорог». Госкорпорация отдала фирме с неоднозначной репутацией контракт ценой 2,3 миллиарда на реконструкцию железнодорожного вокзала Сургута. Наблюдатели в то же время отмечают, что на такую благосклонность могли повлиять связи компании с действующими топ-менеджерами и экс-руководством РЖД.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга отменил решение предыдущей инстанции по иску ООО «Корпорация Р-Индустрия» к Северо-Уральскому управлению Ростехнадзора. Предприятие рассчитывало избежать оплаты крупного штрафа, наложенного ведомством  за массовые отступления от проектных работ по реконструкции участка СвЖД на территории Уватского района Тюменской области.

Речь идет о конфликте вокруг работ, проведенных еще в 2014-2015 годах по контракту стоимостью более 700 млн рублей на объекте капитального строительства «Развитие железнодорожной инфраструктуры участка Тобольск – Сургут Свердловской железной дороги. Участок Демьянка – Куть-Ях. 1 этап – участок Нелым – Вах».

Проведенная в 2019 году выездная проверка Ростехнадзора вскрыла многочисленные нарушения при проведении работ. Общий их список занимает несколько страниц, и все они касаются отступлений от проекта.

Среди прочего, ведомство выявило использование непредусмотренных документацией материалов при устройстве укрепления плитами откосов насыпей, устройстве щебеночной подготовки под монолитный ростверк на опорах металлического моста через реку Вах, а также при бетонировании монолитного тела бетонных устоев сооружения и формировании фундамента для лестничных маршей моста.

По итогам изучения материалов проверки в отношении компании было возбуждено административное производство по ст. 9.4 КоАП РФ «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов» и наложен штраф в размере 300 тыс. рублей.

Тем не менее, «Корпорация Р-Индустрия» с санкциями не согласилась и оспорила постановление Ростехнадзора в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Фирма настаивала, что работы ранее проверялись сотрудниками, замечания, предъявленные в 2016 году, устранялись, а речи об отступлении от проектной документации не шло.

Юристы предприятия отдельно настаивали, что работы на участке Нелым – Вах выполнялись еще в 2014-2015 годах, и сроки для предъявления судебных претензий вышли. Инстанция согласилась с этими доводами и в июле текущего года вынесла решение в пользу питерской конторы. Однако с ним, в свою очередь, не согласились представители Северо-Уральского управления Ростехнадзора, обжаловав его в Тринадцатом арбитражном апелляционном суде, где на конфликт посмотрели иначе.

Инстанция признала наличие серьезных отступлений от проекта и отметила, что подрядчик, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, был обязан согласовывать все изменения в документации, а также «обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда». Кроме того, Тринадцатый суд не согласился с выводами первой инстанции об истечении сроков для предъявления претензий и возбуждения дела. Правонарушение было признано длящимся, а ответственность за него – наступающей с момента обнаружения, то есть с начала 2019 года.

Предыдущее решение было отменено, а штраф, наложенный на компанию, признан законным и «отвечающим тяжести совершенного нарушения». Суд счел возможным не применять к фирме более тяжелые санкции в виде приостановки деятельности. Впрочем, у «Корпорации Р-Индустрия» еще есть возможность оспорить и это решение в Арбитражном суде Северо-Западного округа.

Стоит отметить, что неоднозначный шлейф подрядчика (за последние годы к предприятию неоднократно предъявляли претензии в ходе проверок также Госстройнадзор Тюменской области и свердловская Гострудинспекция) не помешал ему получить престижный контракт на реконструкцию вокзала в Сургуте.

Примечательно, что провести эти работы РЖД рассчитывает, начиная с 2017 года, но только в прошлом году ФАС дважды отменяла итоги тендеров, в которых также фигурировала питерская фирма. Антимонопольщики отреагировали на жалобы других участников, которые сочли, что вся процедура была изначально заточена под «Р-Индустрию».

Добавим, что и сам проект реконструкции неоднократно подвергался критике специалистов в сфере архитектуры, общественников и урбанистов, указывавших на его спорность и предполагаемое уничтожение существующего строения – уникального образца советского модернизма. Тем не менее, проект в итоге был утвержден, проведен новый тендер, победителем которого признали фирму из Санкт-Петербурга, которая освоит 2,3 млрд рублей до 31 мая 2024 года.

Собеседники издания не исключают, что получить этот контракт (как и в целом сформировать более чем солидный портфель заказов от структур РЖД на сумму более чем 22 млрд рублей) «конторе удалось из-за связей своего экс-учредителя».

До июля текущего года, то есть еще до заключения контракта с РЖД фирму возглавлял в роли учредителя Владимир Васильев, которого называют давним бизнес-партнером экс-президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Связывает их, по словам осведомленных собеседников издания, и общее увлечение – охота.

Васильев и Якунин фигурировали в качестве соучредителей нескольких компаний, например, ООО «Настоящая охота» из Ленинградской области. Как отмечают источники агентства, при Якунине «Р-Индустрия» была одним из крупнейших подрядчиков РЖД, но и после его ухода Васильев сумел сохранить свои позиции на рынке, даже несмотря на переориентацию госкорпорации в сторону компаний, связанных  с семьей Ротенбергов.

«Да и сейчас, вероятнее всего, он остается теневым бенефициаром», – полагают железнодорожники.

Тем временем в Сургуте уже осваивают первые деньги на реконструкции вокзала. Начаты подготовительные работы на территории комплекса.    

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью:  securitymedia.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни