Транспортная прокуратура обвинила УТУ в давлении на бизнес. Таможенники требуют судов

Ведомства предъявляют взаимные претензии

Сложные взаимоотношения транспортной прокуратуры и подразделений Уральского таможенного управления значительно обострились в последние месяцы. Надзорное ведомство сообщило о неоднократных нарушениях прав участников внешнеэкономической деятельности, допущенных фискалами. Одним из наиболее резонансных эпизодов стал конфликт вокруг оснащения Серовского таможенного поста, подчиненного Екатеринбургской таможне, где в ходе ревизии прокуроры не обнаружили обязательного, с их точки зрения, весового оборудования. Кроме того, в транспортном надзоре сообщают о фактах неправомерных доначислений сумм обязательных платежей и незаконных отказов в предоставлении льгот при ввозе продукции медицинского назначения. Впрочем, сами представители УТУ далеко не всегда согласны с претензиями коллег-правоохранителей и даже приводят примеры удачной для них судебной практики. В кулуарных беседах сотрудники уральского подразделения ФТС и вовсе предполагают, что участившиеся проверки с негативными результатами «могут быть связаны с желанием нового руководителя Владимира Дроздецкого наглядно продемонстрировать, кто тут главный», а участники ВЭД рассуждают о мотивах в противостоянии прокуроров и таможенников.

В Уральской транспортной прокуратуре сообщили о целом ряде нарушений, допущенных сотрудниками таможен УТУ при работе с участниками внешнеэкономической деятельности. Так, организациям неправомерно доначисляли дополнительные платежи в бюджет, лишали льгот и изменяли заявленные классификационные коды товаров на облагаемые большим размером пошлин.     

«Проверки исполнения законодательства при реализации полномочий по таможенному контролю проводятся Уральской транспортной прокуратурой на системной основе. В текущем году прокуратурой вскрывались факты неправомерного изменения таможенным органом заявленного участником ВЭД классификационного кода товара, повлекшего незаконное доначисление товара на сумму свыше 700 тысяч рублей, назначения несоразмерных совершенным административным правонарушениям штрафов, незаконного отказа в предоставлении льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе принадлежностей к медицинским товарам на сумму свыше 1,6 миллиона рублей», – приводят примеры из проверок прокуроры.

Отдельно представители надзора остановились на итогах ревизии Серовского таможенного поста, где отсутствовало весовое оборудование. Тогда таможенники не согласились с требованием оснастить им территорию, а прокуратура инициировала судебные разбирательства, прошедшие две инстанции. Противостояние заинтересовало, в том числе, и отраслевое телеграм-сообщество.

«Ситуация, о которой зашла речь, достаточно распространенная. Прокуратура часто подходит дотошно к вопросу, выискивая формальные нарушения, на которых желает срубить свои палки, вынося представления и требуя наказать всех и вся. Но у прокурора заведомо более сильное положение», – считает, в частности, автор телеграм-канала «Злой таможенник».

Суд в этом случае в итоге принял решение в пользу Уральской транспортной прокуратуры. Сами же представители ведомства, комментируя требования к Екатеринбургской таможне, отмечали, что на других постах подобных нарушений не выявлялось, а наличие весов необходимо с точки зрения соблюдения прав участников ВЭД. Финансирование на приобретение, установку, обслуживание и ремонт всего оборудования органа при этом осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных для функционирования ФТС.

«При предъявлении требований об оснащении Серовского таможенного поста Екатеринбургской таможни весовым оборудованием, прокуратура исходила из императивного характера норм права в отношении обеспечения таможенных органов РФ техсредствами таможенного контроля, отсутствия на посту каких-либо приборов взвешивания, а также из нарушения принципа недопущения возложения на участников ВЭД. <…> чрезмерных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела, связанных с необходимостью эксплуатации ими весового оборудования и оплаты работы обслуживающего персонала», – следует из ответа на запрос издания, подготовленного старшим помощником Уральского транспортного прокурора Ольгой Романовой.

Кроме того, представитель ведомства указывает, что, объясняя свой отказ от оснащения поста, таможенники апеллировали к отсутствию на нем постоянной зоны ведомственного контроля и  приоритетам количественных характеристик товара над весовыми. Также упоминалось, что в случае необходимости взвешивания всегда можно воспользоваться «соответствующим весовым оборудованием, принадлежащим юридическим лицам», что, «конечно, судом было обоснованно отклонено».

Впрочем, у самих фискалов существует собственная точка зрения на требования прокуратуры. По большинству предъявленных претензий в таможне готовы к участию в судебных разбирательствах. Что касается оборудования подразделений, то собеседники издания в органах ФТС, среди прочего, указывают на обратные примеры из судебной практики. Агентству, в частности, удалось найти в документах Центрального суда Тюмени дело о требованиях Курганского транспортного прокурора к Тюменской таможне. Глава надзорного органа просил обязать оппонентов установить техсредства контроля лесоматериалов, перемещаемых через границу. Но в этом случае суд принял сторону Тюменской таможни, указав, что часть предлагаемых к установке средств контроля просто отсутствует в Госреестре средств измерений, а ряд параметров товара, дословно, «может быть измерен рулеткой и линейкой». 

В частном порядке таможенники и вовсе высказывают мысли, что активизация прокуратуры может быть связана с желанием нового руководителя Уральской транспортной прокуратуры Владимира Дроздецкого «самоутвердиться за счет проверяемых структур».

«Пришло новое руководство. С его предшественниками можно было найти компромисс, но сейчас этого нет. Видимо, сейчас другое понимание. И отсюда проблемы у таможенных органов. Возможно, пытаются проверить нас на прочность», – предполагают собеседники в Екатеринбургской таможне.

Сами же учвэды, ведущие деятельность в уральских регионах, в беседах с изданием обращают внимание на «историческое противостояние двух ведомств». По их словам, сейчас наблюдается очередной его виток.     

«Неафишируемые конфликты между прокурорскими и таможенниками существуют даже не десятилетие. Деятельность таможни неразрывно связана с транспортом, складами, границей. И при желании там можно найти кучу нарушений. Многие из них вряд ли оказывают какое-то критическое влияние, но можно понять и прокуратуру. Во-первых, по закону она формально права, а во-вторых, им тоже нужно закрывать отчеты по выявленным правонарушениям. Но и у таможенников есть резонные возражения. Многие постановления, которыми оперируют в прокуратурах, далеки от реальности. Их пишут люди, на складах не бывающие. Да, иногда все мирно решают, когда начальство общий язык находит, иногда нет. Сейчас, видимо, пока второй вариант. Так что проверки и суды, если руководители не проведут какой-то разговор, думаю, будут продолжаться», – полагает собеседник в одной из крупных организаций УрФО, оказывающих услуги по логистике и таможенному оформлению.

«Правда УрФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни