Власти ЯНАО режут достаток спортсменам и строителям. «Кормящий» регион ушел в финансовый и управленческий кризис

Газовые деньги не спасают Ямал от бюджетного дисбаланса

Бюджетный кризис ЯНАО обрисовал риски для социально-экономических перспектив региона. Экономисты отмечают, что ведущие регионы России, такие, как ЯНАО, следуют федеральной политике и в ближайшие 2-3 года планируют сокращение дефицита и балансировку бюджета. Вместе с тем, даже у Ямала коронавирусный 2020 год заблокировал возможности мобилизации внутреннего потенциала. Речь не только о добывающем секторе, но и о развитии малого и среднего бизнеса, инфраструктуры, туризма, продолжения реализации инвестиционных проектов, связанных с повышением доступности региона для транспортных коммуникаций. Период 2022-2023 годов экономисты рассматривают как период вероятной стабилизации бюджетной ситуации. Однако болезненность выхода из кризиса будет зависеть от того, насколько властям удастся решить нарастающие проблемы. Кроме того, политологи усматривают явные недоработки в администрировании финсектора, и регион оказывается в сложной ситуации из-за ничтожности возможностей горизонтального софинансирования. Усугубляется ситуация с бюджетным балансом в связи с рекомендациями Правительства РФ не брать коммерческие кредиты, а без больших денег чиновники Ямала жить не умеют.

Правительство ЯНАО доводит до Заксобрания ЯНАО планируемые финансовые показатели на 2021 год. Депутат Заксобрания ЯНАО Елена Кукушкина сообщила, что законопроект о бюджете на следующий год, а также плановый период 2022-2023 годов внесен в окружной парламент и в настоящее время поступает информация от ведомств по финансированию профильных программ.

Уже известно, что бюджет округа в ближайшие три года будет планироваться как дефицитный. Стал очевиден и тот факт, что расходы округа по итогам 2020 года также превысят доходы.

Уточненный план по доходам бюджета ЯНАО на 2020 год составляет 244,5 млрд рублей. К настоящему моменту исполнение составляет 164,5 млрд или 67,3%. Бюджетные расходы прогнозируются на уровне 257 млрд рублей. При этом обязательства профинансированы на 167 млрд или на 64,8%. Показатели консолидированного бюджета округа определены в 266,9 и 287,7 млрд рублей по доходам и расходам, соответственно. К ноябрю план по ним выполнен на 69% и 63,5%.

Экономисты обусловили ситуацию сильнейшим падением налога на прибыль (в 2 раза)  в нефтегазовой отрасли. В результате выпадающие доходы бюджета ЯНАО за январь-сентябрь  составили почти 43 млрд рублей. Оснований полагать, что до конца года ЯНАО удастся получить средства, которые позволят выполнить план по доходам, нет.

По словам главного сотрудника Института социальной политики НИУ ВШЭ Натальи Зубаревич, это связано с тем, что сокращение добычи нефти сохранится (сделка ОПЕК+), мировые цены на газ очень низкие, а из федерального бюджета дополнительно добавлено трансфертов менее 6,5 млрд рублей. В январе-сентябре был профицит бюджета (5,7 млрд рублей), это 3% от доходов бюджета ЯНАО. По итогам года, видимо, будет дефицит, если федеральные власти не добавят дополнительных трансфертов.

В таких условиях для решения бюджетных проблем властям, по мнению экономистов, стоит меньше тратить, за исключением сфер здравоохранения, соцзащиты и образования. Уже сейчас можно говорить о сокращении текущих расходов.

Согласно отчетам финансового департамента, сфера ЖКХ за 9 месяцев 2020 года профинансирована на 32%, детское допобразование – на 29%, а массовый спорт – на 18%. Также низкие показатели финансирования зафиксированы в региональных госпрограммах по охране окружающей среды (42%), развитию физкультуры и спорта (41%), транспортной инфраструктуры (39%), лесного хозяйства (52%), образования (59%) и по обеспечению населения жильем (30%).

Экономисты отмечают, что в настоящее время от секвестирования бюджетных расходов уже пострадал ряд отраслей. Наталья Зубаревич отметила, что в ЯНАО «пока пострадало ЖКХ (-11%)». Только на 2% сократили расходы на благоустройство, несмотря на риски дефицита. На 1% сократили расходы на образование (в среднем по регионам РФ рост на 6%). Кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики Уральского государственного экономического университета Наталья Истомина полагает, что в дальнейшем оптимизации могут подвергнуться все вопросы, которые не связаны с решением острейших проблем.

«Это будут не социальные расходы, не расходы, связанные с подготовкой Ямала к функционированию в зимних условиях, сохранится поддержка населения и территорий, развитие территорий, питание школьников. Возможно, речь пойдет о дополнительных, предусмотренных в бюджете 2020 года программах,  о которых говорили, в том числе, на федеральном уровне. В целом, скорее всего, секвестр коснется инфраструктурных проектов, дорожных и строительных», – отметила Наталья Истомина.

Кроме того, эксперты полагают, что меньше будут перераспределены средства от запланированных массовых мероприятий. Расходы на спорт в части отправки спортсменов на соревнования по России и за рубеж. Об этом, в частности, говорил и губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов во время прямого эфира в Instagram.

Под нож может попасть и финансирование строительных проектов. Даже при росте доходов ЯНАО попадал в анти-рейтинг Счетной палаты РФ по числу долгостроев. В этом году автономный округ второй раз подряд попал в топ антирейтинга.

«На севере стройки, если их прекратить, то про них можно забыть. Это в Москве где-нибудь долгострой может стоять 30 лет, и потом его можно продолжить. Но на севере такое невозможно, потому что погодные условия уничтожают любой объект, на котором нет прямого присмотра. Долгострой слишком дорого обходится, это вопрос концентрации ресурсов», – подчеркнул собеседник издания, знакомый с особенностями строительства в Арктике.

Эксперты считают, что власти для стабилизации бюджетной ситуации могут попытаться выйти на финансовый рынок, разместить ценных бумаг субъекта РФ, за счет чего можно привлечь инвесторов. Аналогичную меру использовали другие регионы.

Наталья Истомина отметила, что ЯНАО функционирует не только для себя, он является бюджетообразующим регионом для федерального бюджета, а экономическая деятельность Ямала кормит не один десяток субъектов РФ. Ввиду этого властям следует рассматривать вариант развития по двум направлениям: максимальное использование имеющегося ресурсного потенциала (без ЯНАО, ХМАО и ряда других регионов у нас просто просядет федеральный бюджет) и диверсификация внутрирегиональной экономики.

Последняя необходима для решения социальных вопросов и обеспечения занятости населения в территориях Ямала. В настоящее время есть проблемы оттока населения и неравномерного развития территорий. Например, владельцы профильных бизнесов в ЯНАО отмечают, что «очень просела рыбоперерабатывающая промышленность».

Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов

Фото: Пресс-служба правительства ЯНАО

Учитывая текущую социально-экономическую ситуацию и бюджетный кризис, политологи усматривают ряд негативных тенденций, связанных с политической карьерой губернатора Дмитрия Артюхова. По словам директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, возникшие проблемы можно считать формальной недоработкой региональных властей.

«Для политической карьеры Дмитрия Артюхова находиться в текущей ситуации на посту губернатора два года – это плюс. Минус в отношении с местными элитами, представители которых считают, что Артюхов в большей степени смотрит на Тюмень, чем на собственный регион. Если бы они были ближе, решили бы часть вопросов совместным финансированием. Поэтому ситуация неоднозначная: у него меньше ответственности, но вместе с тем, у него меньше связей», – резюмировал Дмитрий Журавлев.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: Пресс-служба правительства ЯНАО

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни