Промпредприятия в Свердловской и Челябинской областях уходят из ЕЭС. Участники рынка ждут роста тарифов для бизнеса

Крупные потребители не хотят оплачивать перекрестку

Промышленные предприятия в развитых индустриальных центрах все чаще переходят на собственную генерацию для обеспечения своих нужд. На днях из единой энергосистемы (ЕЭС) ушел еще один большой потребитель в Челябинской области. Участники рынка объясняют тенденцию несколькими факторами, однако самым существенным из них остается экономический. Стоимость электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭМ) регулярно растет, причем, как считают потребители, необоснованно. В конечный киловатт закладываются надбавки на возврат инвестиций энергетикам (ДПМ), доплаты за Крым и Дальний Восток, а также проекты ВИЭ. Дополнительно к этому создается тарифная нагрузка в электросетях, которым промышленники вынуждены переплачивать за субсидии для населения. Только в Свердловской и Челябинской областях годовой объем перекрестного субсидирования составляет порядка 20 млрд рублей. Однако вынужденный уход предприятий из ЕЭС создает дополнительную нагрузку на оставшихся в котле игроков. Самое большое бремя ложится на малый и средний бизнес, который не может уйти из системы.

«Саткинский чугуноплавильный завод» завершил строительство собственной ТЭЦ. За два года предприятие построило котельную с тремя паровыми котлами, химводоподготовку, градирню и машинный зал с двумя турбогенераторами, которые смогут вырабатывать до 6 МВт электроэнергии каждый день. Таким образом, еще одно предприятие в промышленном регионе ушло с розничного рынка электроэнергии.

По мнению экспертов, игроки все чаще переориентируются в сторону собственной генерации по нескольким причинам. Заместитель руководителя ассоциации НП «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко называет экологический, экономический фактор, а также энергобезопасность.

«Предприятия при переходе на собственную генерацию получают возможность утилизировать доменные, конвертерные, коксовые, попутные нефтяные газы, за счет чего снижают воздействие на окружающую среду. Опять же, к этому их толкают стимулирующие меры в виде штрафов за превышение выбросов. Во-вторых, многие заинтересованы в качественном энергоснабжении, а в некоторых центрах питания наблюдаются перебои и скачки напряжения. Однако самый очевидный фактор – это стоимость электроэнергии из единой сети. Цена киловатта на рынке регулярно дорожает, а газ доступен, как и генерирующее оборудование», – отметил Валерий Дзюбенко.

По словам, президента Российской ассоциации малой энергетики Максима Загорного, уйти из ЕЭС предприятия также толкает невозможность получить мощности, перегрузка центров питания, стоимость и сроки техприсоединения.

«Сейчас стоимость электроэнергии для малого и среднего бизнеса по среднему напряжению доходит до 6-7 рублей за киловатт-час. В свою очередь на собственной газопоршневой станции с учетом топлива и обслуживания его производство обойдется в 2 рубля. При этом капитальные затраты на один киловатт такой мощности – всего около 600 долларов. Для сравнения, удельная цена единицы мощности на больших станциях достигает 1200 долларов», — резюмировал Максим Загорнов.

По данным АО «Системный оператор ЕЭС», к 2019 году установленная мощность электростанций промышленных предприятий и розничного рынка выросла до 13,4 ГВт, а прирост за последние 8 лет составил почти 4,4 ГВт.

Во многом такая тенденция объясняется постоянно растущими надбавками на ОРЭМ (ДПМ, поддержка ВИЭ, дальневосточная надбавка и Крым), а также увеличивающимся год от года перекрестным субсидированием, которое зашито в тариф электросетевых компаний. Причем наибольший объем перекрестки сосредоточен именно в промышленных центрах, таких, как Свердловская и Челябинская области. В этих регионах ежегодная нагрузка на бизнес составляет порядка 12 и 7 млрд рублей соответственно.

Согласно исследованию KPMG суммарный объем субсидирования в электроэнергетике России в 2020 году достиг почти 1,1 трлн рублей. Из них 615 млрд рублей составляют дополнительную нагрузку на рынок и еще 473 млрд рублей – перераспределение нагрузки между группами потребителей.

Фото: shpz.ru

Среди основных игроков, активно использующих собственную генерацию, можно выделить ММК. Так, электростанции комбината имеют установленную мощность 657 МВт. Собственное производство практически полностью обеспечивают потребности предприятия в тепловой энергии в виде тепла и пара, и на 60-70% закрывают потребности Магнитогорска в тепле.

Также программу развития своих мощностей реализует УГМК. Как ранее заявлял директор компании по энергетике, сейчас холдинг покрывает за счет собственной генерации только 2% от всего энергопотребления, однако даже это позволило медникам сэкономить 757 млн рублей. По словам менеджера, УГМК стремится нарастить эту долю до 50%.

По такому пути следуют практически все энергоемкие производственные площадки. Например, ОК «РУСАЛ» владеет двумя станциями в Свердловской области: Красногорская ТЭЦ мощностью 121 МВт и Богословской ТЭЦ на 135,5 МВт. Обе они, к слову, в свое время были выкуплены у ПАО «Т Плюс» (бывшее «КЭС-Холдинг»). Собственные станции имеют все промышленные гиганты: «Северсталь», НЛМК, «СИБУР», «Евраз».

Тенденция, во многом сложившаяся из-за принципов тарифообразования, имеет и обратный эффект. Каждый раз, когда какое-то из предприятий уходит из ЕЭС или снижает централизованное потребление, все расходы, которые оно несло в рамках перекрестки, перераспределяются между остальным участниками «котла». Самой уязвимой категорией потребителей в этом случае являются небольшие предприятия, которые не могут позволить себе строительство собственных источников, но вынуждены платить за льготный тариф населения.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: krasnoturinsk.info

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни