Строительство дорог в ЯНАО обернулось исками на миллионы рублей. Губернатор признал провал программы

Артюхов монополизирует дорожный рынок региона

Глава Ямала своими кадровыми решениями подтвердил выводы федерального центра о неисполнении госпрограммы «Безопасные и качественные дороги». Из-за вероятного предвзятого отношения дорожных чиновников или личных интересов миллиардные госконтракты по настоящее время получал узкий пул компаний. Причем отдельные юрлица уже неоднократно обвиняли в неправомерном получении бюджетных средств  за те работы, которые выполнены не были. Такие факты Счетная палата округа выявляла при проверке сданных объемов «Уренгойдорстроя», строившего часть трассы-долгостроя между Надымом и Салехардом. Вина подрядчика пока не признана арбитражем, при этом параллельно с судами из-за денег программы «Сотрудничество», компания получила от Дирекции дорожного хозяйства ЯНАО сразу  три контракта на капитальный ремонт  участка трассы между Пуровском и Коротчаево. Речь идет об освоении еще 2,7 млрд рублей до декабря 2022 года, а Дмитрий Артюхов и не отрицает возможных проявлений «чересчур лояльных отношений к некоторым подрядчикам» у его подчиненных.

Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов начал кадровые чистки в преддверии выборов Законодательного собрания округа. Вояж по региональным дорогам показал, что работы по ремонту и содержанию дорог осуществляются в вялотекущем режиме, а чиновники прикрывают глаза на недоработки подрядных организаций. 

1 сентября глава округа заявил, что по итогам поездки решил отправить в отставку  главу Департамента транспорта и дорожного хозяйства округа Максима Першикова, который занимал руководящий пост с февраля 2018 года.

Участок трассы между Коротчаево и Новым Уренгоем

Фото «Уренгойдорстроя»

Несмотря на то, что 2020 год позиционировали как «Год дорог»,  плохая ситуация существенно не изменилась. Многомиллиардные вливания не улучшили ситуацию на Ямале, жители продолжают массово жаловаться на основную магистраль, связывающую города  ЯНАО с большой землей.

В ходе встречи с главными редакторами региональных СМИ Дмитрий Артюхов заявил, что у чиновников, вероятно, сформировалось чересчур лояльное отношение к некоторым подрядчикам, кроме того, существенно сократилось количество надзорных мероприятий, которые бы позволяли детально контролировать расходованию бюджетных средств. Однако эти проблемы политики и общественники констатируют далеко не первый год, и в итоге главному чиновнику округа проблему признать пришлось.

«Я в очередной раз ездила по дорогам округа, ситуация удручающая. В Пуровском районе состояние отвратительное, в Приуральском районе в Аксарку дорогу нужно делать. От Ноябрьска до Надыма трасса в плохом состоянии, правда, где-то начали делать ремонт, а где-то вопрос так и не продвигается. Однозначно, что инфраструктура пришла в такое состояние не за один день. Средства выделялись, но проблему благополучно игнорировали», – считает депутат Заксобрания ЯНАО Елена Кукушкина.

Напомним, в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД) в 2020 году регион планировал отремонтировать и построить более 400 километров дорог. На эти цели в региональном бюджете было предусмотрено более 23 млрд рублей, что вдвое больше ассигнований 2019 года. Между тем в середине августа  представители Департамента  транспорта и дорожного хозяйства заявили, что пока программа выполнена лишь на 46 процентов. А уволенный директор Першиков называл такую продуктивность исполнителей госконтракта «хорошим результатом».

Одним из основных проектов в рамках  БКАД считался ремонт  дороги от границы ХМАО и ЯНАО до Надыма. Трассу разделили на несколько крупных участков. В частности, дорогу от границы округа до Губкинского (1,985 млрд рублей со сроком исполнения до ноября 2022 года) и подъезд к Ноябрьску (1,9237 млрд рублей до 30 ноября 2021 года) будет ремонтировать ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой».

Контракт на отрезок Пурпе – Пуровск (789 млрд рублей до 31 декабря 2020 года) получил «Мостострой-11», участок Пуровск – Коротчаево (1,5 млрд, 1,08 млрд и 229 млн рублей со сроком исполнения до 31 декабря 2022 года) будет восстанавливать «Уренгойдорстрой». Два договора на ремонт трассы в районе Губкинского стоимостью 366 и 249 млн рублей получила «Тюменская автодорожная компания» (зарегистрирована в деревне Ягодная Курганской области, но ранее была прописана в Тюмени). Здесь работы должны были завершить в ноябре-декабре.

Контракты на капитальный ремонт подписывало ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО». Самый крупный объем получил «Уренгойдорстрой», принадлежащий Александру Рыскову. Компания также много лет сотрудничает с региональными властями, в том числе задействована на создании знаменитого ямальского долгостроя – дороги, которая должна соединить Салехард с основной окружной автотрассой в районе Надыма. Счетная палата ЯНАО в 2019 году вскрыла сразу несколько фактов необоснованного расходования средств в рамках договора на строительство автодороги. Деньги в рамках межрегиональной программы «Сотрудничество» выделяло ГКУ Тюменской области «Управление автомобильных дорог».

В настоящее время на рассмотрении арбитража находится три иска от заказчика о возврате более 11 млн рублей. Данный факт не стал поводом для отказа  госструктур ЯНАО от сотрудничества с подрядной организацией.

Между тем по итогам рабочей поездки по дорогам региона Дмитрий Артюхов заявил, что в ЯНАО планируется создать единую  региональную  эксплуатирующую организацию с широкой филиальной сетью, которая будет отвечать за состояние дорог регионального значения на территории всего округа. Власти уже владеют  компанией «Ямалдорстрой», которая получает не столь значительные заказы на содержание и ремонт дорог и впоследствии передает их субподрядчикам.

Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов

Фото: пресс-служба правительства ЯНАО

Эксперты, говоря об идее монополизации дорожного рынка, указывают, что Артюхов «наступает на старые грабли, или его втемную используют коррумпированные интересанты», и указывают на крайне негативный опыт подобных действий в соседних регионах УрФО. Наиболее ярким примером стало сотрудничество Челябинской области с «Южуралавтобаном» и связанным с ним «Южуралмостом». Компания получала все укрупненные лоты на содержание дорог Южного Урала, а также крупные заказы на ремонт магистралей.

При этом жители Челябинской области постоянно жаловались на крайне плохое состояние дорожного полотна, огромные сугробы на тротуарах и нечищеные дороги даже в крупных городах.

В 2018 году  Федеральная антимонопольная служба заявила о картельном сговоре компаний с теперь экс-губернатором Борисом Дубровским и региональным Министерством дорожного хозяйства. По версии  антимонопольщиков, из-за вероятной личной выгоды чиновников, компании «Южуралмост» передали контракты на 8 млрд рублей.

Позже Арбитражный суд Москвы признал действия ФАС незаконными. Однако остается не снятым вопрос о долгах дорожников перед налоговыми органами. На рассмотрении суда находится иск ИФНС по Челябинской области о неуплате налогов более чем на 1,2 млрд рублей.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: пресс-служба правительства ЯНАО

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “Строительство дорог в ЯНАО обернулось исками на миллионы рублей. Губернатор признал провал программы”

  1. ну вообще то МП не так уж давно и работает, а клубок проблем так десятилетиями, да и он поди один из самых адекватных рук и специалистов в ДХ…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Записей не найдено.
Записей не найдено.
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни