МУП «Гортранс» Екатеринбурга заплатит миллиард за финансовые услуги в преддверии концессии. Гордума говорит о мутных схемах финансирования и золотых парашютах

Банкиры и ГТЛК получат сотни миллионов из бюджета

Муниципальное транспортное предприятие Екатеринбурга перед передачей в концессию существенно наращивает долговой портфель. В частности, МУП «Гортранс» получило кредитную линию, обслуживание которой может обойтись более чем в 400 млн рублей. Кроме того, свыше 600 млн бюджетных средств получит Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК), которая поставит на маршруты общественного транспорта Екатеринбурга новые низкозольные автобусы на газомоторном топливе. Депутаты екатеринбургской гордумы между тем критически относятся к финансовым операциям МУПа, указывая, что основной задачей привлечения концессионера является работа по обновлению парка и модернизация инфраструктуры, а сейчас эти вопросы фактически решаются за счет бюджета. Депутаты обращают внимание на сомнительные схемы финансирования, подчеркивая, что расчет на лизинговые контракты уже приводил к потере сотен миллионов в рамках софинансирования. Пока же МУП продолжают «накачивать» крупными контрактами.

МУП «Гортранс» Екатеринбурга подписало договор о предоставлении кредитной линии на срок до 30 июня 2021 года. Конкурс был проведен в формате закупки у единственного поставщика. За свои услуги банк, название которого муниципальное предприятие не раскрывает, получит более 427 млн рублей.

Примечательно, что операция проходит на фоне финансового кризиса на предприятии и информации о скорой передаче МУПа в концессию. Так, по итогам 2019 года структура мэрии, отвечающая за автобусные, троллейбусные и трамвайные маршруты Екатеринбурга, получила чистый убыток в размере 10 млн рублей. Себестоимость продаж оказалась на 250 млн рублей выше полученной выручки. Финансовые итоги удалось приблизить к положительному результату лишь за счет прочих доходов, которые превысили 393 млн рублей.

Глава Екатеринбурга Александр Высокинский при этом анонсировал, что до конца 2020 года чиновники планируют провести конкурс по выбору концессионера, который займется управлением имеющимся парком подвижного состава, а также будет развивать инфраструктуру для движения общественного транспорта.

Основными претендентами на участие в конкурсе называют московский «Трансмашхолдинг» и группу «Синара» Дмитрия Пумпянского. Последняя, к прочему, подписала соглашение с «Уралвагонзаводом» о возможности производства на территории Свердловской области подвижного состава для обслуживания трамвайных маршрутов областного центра.

Привлечение крупных кредитных ресурсов в преддверии вероятной передачи инфраструктуры новому инвестору между тем получило неоднозначную оценку депутатов екатеринбургской городской думы.

«В одном из муниципалитетов соседней Югры перед тем, как водоканал передали в концессию, сначала отремонтировали все сети за бюджетный счет. Думаю, это примерно такая же ситуация. Распространенный случай не совсем, наверное, чистых на руку схем финансирования. Город решил за счет налогоплательщиков, видимо, подарить концессионеру решенные проблемы МУПа. Думаю, это не золотые парашюты для руководителей – сумма слишком большая. Возможно, пытаются закрыть экстренные долги», – рассказал депутат екатеринбургской городской Думы Андрей Пирожков.

По словам депутата гордумы Михаила Вечкензина, привлечение кредита может быть связано с требованием потенциальных концессионеров. «Инвесторы могут настаивать, чтобы Гортранс по максимуму закрыл свои долги. Это может быть одним из условий, чтобы концессия в принципе состоялась, и частная компания начала вкладывать средства в инфраструктуру и покупку нового транспорта. Возможно, сейчас МУП перекредитовывает плохую задолженность», – отметил депутат, подчеркнув, что в условиях пандемии пассажиропоток существенно сократился, и предприятие значительно ухудшило свои и без того отрицательные финансовые показатели.

Добавим, несмотря на то, что в скором времени за закупку автобусов будет отвечать победитель конкурса на выбор концессионера, Гортранс за свой счет решил взять в лизинг новые автобусы. По данным портала госзакупок, речь идет о приобретении низкозольных автобусов на газомоторном топливе. За финансовые услуги посредника Государственная транспортно-лизинговая компания получит 610 млн рублей. При этом незадолго до объявления закупки стало известно, что Екатеринбург признали одним из победителей конкурса Минтранса РФ, в рамках которого  город получит 60% софинансирование на покупку 57 автобусов.

Впрочем, наблюдатели, анализируя ситуацию, подчеркивают, что два года назад столица Среднего Урала уже лишалась средств из-за отказа от прямых закупок и привлечения лизинговой компании к приобретению техники для Гортранса. «Правда УрФО» подробно рассказывала о претензиях  федеральных чиновников к «специфике расходования средств», выделяемых из бюджета. В частности, в 2018 году Екатеринбург на условиях софинансирования должен был купить «зеленые» автобусы в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу. Купленный подвижной состав до момента полного расчета по контрактам оставался на балансе лизинговой компании. Минфин решил, что екатеринбургские чиновники не выполнили заявленных требований о софинансировании, и отозвал около 286 млн рублей.

Так или иначе, участники рынка отмечают, что администрация Екатеринбурга в период ограничений из-за коронавируса сформировала для Гортранса значительный финансовый поток на срок до середины 2021 года. Чиновники в формате открытых конкурсов расторговали четыре контракта более чем на миллиард рублей. Несмотря на «видимость конкурентной среды», как указывали наблюдатели, победителем этих закупок могло стать только муниципальное предприятие, располагающее крупным парком техники, купленной за бюджетный счет. Два из контрактов, в частности, подразумевали использование трамваев и троллейбусов.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: «Областная газета», Владимир Мартьянов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни