«Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки субъектам на реализацию проектов по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, износ которых превышает 60%, отобранных по результатам конкурса», – говорится в проекте постановления.
Согласно документу, распределять деньги будет отдельный оператор – некая госкорпорация, название которой пока не озвучивается. Также за рамками документа остается и возможный объем субсидии. Ожидается, что ее величину совместно определят Минстрой РФ и Минфин РФ, исходя из текущих возможностей казны.
Причем, средства, судя по всему, смогут получить абсолютно все эксплуатирующие организации, правда, с определенными оговорками. Например, МУПы смогут направить средства напрямую на капвложения, частные организации – погасить часть процентов по кредитам, привлеченным на реализацию проектов по модернизации, а концессионер (в случае действия концессионного соглашения) компенсировать часть затрат. При этом максимальный объем субсидии, как указывается в документе, не превышает 98% от стоимости проекта, остальные 2% должен внести субъект. На данном этапе правительство предлагает отобрать первые проекты уже в этом году.
Отметим, что под критерии 60-процентного износа, по словам специалистов, попадает практически каждый муниципалитет Свердловской области. По информации АО «Екатеринбургская теплосетевая компания», даже в Екатеринбурге износ достигает 70%, а на периферии показатель, естественно, выше. Практически аналогичным образом обстоят дела в сфере водоснабжения и водоотведения.
По оценке специалистов ОАО «ОТСК», степень износа сетей тепло- и водоснабжения практически во всех территориях составляет от 60% до 80%.
Собеседник издания в правительстве Свердловской области отмечает, что для реализации всех необходимых мероприятий на коммунальных сетях не хватило бы и годового бюджета региона в 260 млрд рублей. При этом эксперты указывают, что в схеме остается много неизвестных. «Пока не ясны ни критерии отбора проектов, ни объем субсидии. Если, например, речь идет о новом строительстве, значит, нужна проектно-сметная документация и новый земельный участок. Если речь идет о ремонтах – то сметы. Опять же будут ли давать на ремонт и сколько?» – описывает круг вопросов собеседник «Правды УрФО [1]».
В правительстве добавляют, что существенные проблемы в регионе испытывает сфера водоснабжения и водоотведения. Так, большинство очистных сооружений построено в 1950-1980 годы, в связи с чем их износ составляет от 60% и выше, а используемые технологии не позволяют обеспечить очистку сточных вод до требуемых параметров. «Около 15% от общего количества очистных сооружений требуют замены в связи с полным разрушением или аварийным состоянием. По результатам анализа представляемой организациями информации акты технического обследования объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения оформлены в Ревде, Верхних Сергах, Тугулыме и Невьянске. Согласно представленным данным объекты относятся, в основном, к группам «г» и «д», что соответствует степени износа от 61% до 100% и требует принятия решений по реконструкции объектов», – говорится в анализе региональных властей.
Уточним, что по данным Минстроя РФ, средний износ сетей по стране составляет 58%, а их суммарная протяженность – более 900 000 км. Чтобы выровнять ситуацию, необходимо ежегодно менять не менее 5% в год, в то время как на данный момент замене подлежит только 2%, что ведет к старению и разрушению основных фондов. По оценкам ведомства, на замену сетей во всех регионах необходимо не менее 4 трлн рублей.
Фото: etk-ural.ru
По мнению экспертов, инициатива правительства в существующем виде кардинально не решит проблем отрасли. Профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Сергей Сиваев считает, что реализация постановления сформирует в большей степени перечень «выставочных» проектов, нежели даст толчок системной модернизации.
Собеседник «Правды УрФО» добавляет, что принятие постановления невозможно до внесения ясности в вопрос, кто же будет оператором субсидии. «В проекте документа говорится, что эти функции будут возложены на госкорпорацию, которая создается либо федеральным законом, либо внесением поправок в закон об уже существующей госкорпорации. Логично было бы передать эти полномочия в Фонд содействия реформированию ЖКХ, но так как фонд не прописан открытым текстом, есть основания полагать, что идет политическая борьба за контроль над распределением субсидий внутри Минстроя РФ», – резюмировал Сергей Сиваев.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: etk-ural.ru