Износ коммунальных сетей в Свердловской области достиг 80%. Модернизацию ЖКХ в регионе может оплатить только Минстрой РФ

Эксперты говорят о новом раунде борьбы за федеральные миллиарды

Недофинансированность систем тепло- и водоснабжения в Свердловской области превысила несколько сотен миллиардов рублей, а уровень износа инженерных сетей, по оценкам региональных чиновников, перешагнул уровень в 60%. Особенно остро, отмечают специалисты, проблема стоит в сфере водоснабжения и водоотведения: в отдельных территориях уровень изношенности сетей и очистных приближается к 100%. Участники рынка ЖКХ, говоря о текущем положении дел, указывают, что решить проблему за счет только тарифов без взрывного их роста невозможно, а концессионные соглашения не реализуемы без существенной платы концедента из бюджета. В качестве возможного выхода из ситуации Правительство РФ рассматривает новый механизм софинансирования для небольших муниципальных образований. Распределение бюджетных миллиардов, в свою очередь, могут отдать новой госкорпорации, которая будет работать параллельно с фондом содействия реформированию ЖКХ. Впрочем, пока эксперты скептически смотрят на инициативу федерального центра, указывая, что исключительно бюджет не способен оплатить системную модернизацию отрасли.

Правительство РФ разработало проект постановления, согласно которому малые города с населением до 100 тыс. человек на конкурсной основе смогут получить федеральную субсидию на модернизацию систем тепло и водоснабжения. Средства будут предоставляться субъекту РФ.

«Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки субъектам на реализацию проектов по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, износ которых превышает 60%, отобранных по результатам конкурса», – говорится в проекте постановления.

Согласно документу, распределять деньги будет отдельный оператор – некая госкорпорация, название которой пока не озвучивается. Также за рамками документа остается и возможный объем субсидии. Ожидается, что ее величину совместно определят Минстрой РФ и Минфин РФ, исходя из текущих возможностей казны.

Причем, средства, судя по всему, смогут получить абсолютно все эксплуатирующие организации, правда, с определенными оговорками. Например, МУПы смогут направить средства напрямую на капвложения, частные организации – погасить часть процентов по кредитам, привлеченным на реализацию проектов по модернизации, а концессионер (в случае действия концессионного соглашения) компенсировать часть затрат. При этом максимальный объем субсидии, как указывается в документе, не превышает 98% от стоимости проекта, остальные 2% должен внести субъект. На данном этапе правительство предлагает отобрать первые проекты уже в этом году.

Отметим, что под критерии 60-процентного износа, по словам специалистов, попадает практически каждый муниципалитет Свердловской области. По информации АО «Екатеринбургская теплосетевая компания», даже в Екатеринбурге износ достигает 70%, а на периферии показатель, естественно, выше. Практически аналогичным образом обстоят дела в сфере водоснабжения и водоотведения.

По оценке специалистов ОАО «ОТСК», степень износа сетей тепло- и водоснабжения практически во всех территориях составляет от 60% до 80%.

«Если говорить про объемы вложений в модернизацию, то на это потребуются миллиарды. Для примера, в 2018 году ОТСК и правительство Свердловской области заключили три концессионных соглашения – в них включена 1708 объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения в 9 территориях. Срок концессии – 7 лет. За это время на реконструкцию только тепловой инфраструктуры будет направлено более 1,2 миллиарда рублей. Одна из территорий, где проводят масштабную модернизацию коммунального комплекса – Кировградский ГО. Планируется вложить в модернизацию теплового хозяйства и систем водоснабжения, водоотведения городского округа 700 млн рублей. Опыт работы двух лет показывает, что степень обветшания сетей выше, чем показывала предварительная оценка», – рассказал «Правде УрФО» генеральный директор компании Антон Боликов.

Собеседник издания в правительстве Свердловской области отмечает, что для реализации всех необходимых мероприятий на коммунальных сетях не хватило бы и годового бюджета региона в 260 млрд рублей. При этом эксперты указывают, что в схеме остается много неизвестных. «Пока не ясны ни критерии отбора проектов, ни объем субсидии. Если, например, речь идет о новом строительстве, значит, нужна проектно-сметная документация и новый земельный участок. Если речь идет о ремонтах – то сметы. Опять же будут ли давать на ремонт и сколько?» – описывает круг вопросов собеседник «Правды УрФО».

В правительстве добавляют, что существенные проблемы в регионе испытывает сфера водоснабжения и водоотведения. Так, большинство очистных сооружений построено в 1950-1980 годы, в связи с чем их износ составляет от 60% и выше, а используемые технологии не позволяют обеспечить очистку сточных вод до требуемых параметров. «Около 15% от общего количества очистных сооружений требуют замены в связи с полным разрушением или аварийным состоянием. По результатам анализа представляемой организациями информации акты технического обследования объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения оформлены в Ревде, Верхних Сергах, Тугулыме и Невьянске. Согласно представленным данным объекты относятся, в основном, к группам «г» и «д», что соответствует степени износа от 61% до 100% и требует принятия решений по реконструкции объектов», – говорится в анализе региональных властей.

Уточним, что по данным Минстроя РФ, средний износ сетей по стране составляет 58%, а их суммарная протяженность – более 900 000 км. Чтобы выровнять ситуацию, необходимо ежегодно менять не менее 5% в год, в то время как на данный момент замене подлежит только 2%, что ведет к старению и разрушению основных фондов. По оценкам ведомства, на замену сетей во всех регионах необходимо не менее 4 трлн рублей.

Фото: etk-ural.ru

По мнению экспертов, инициатива правительства в существующем виде кардинально не решит проблем отрасли. Профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Сергей Сиваев считает, что реализация постановления сформирует в большей степени перечень «выставочных» проектов, нежели даст толчок системной модернизации.

«Предыдущий состав Минстроя настаивал на повсеместном применении механизма ГЧП, но сейчас эта тема исчезла совсем. Сейчас мы говорим о 98% бюджетного финансирования. Правильное решение, как всегда, где-то посередине, так как только за счет федеральных денег мы проблему не решим. Также не совсем верно при отборе проектов опираться на критерий изношенности сетей, который более близок к бухгалтерскому показателю. Правильнее было бы оценивать факторы надежности, количество отказов, удельные издержки и величину тарифов, более точно отражающие техническое состояние инфраструктуры», – рассуждает Сергей Сиваев.

Собеседник «Правды УрФО» добавляет, что принятие постановления невозможно до внесения ясности в вопрос, кто же будет оператором субсидии. «В проекте документа говорится, что эти функции будут возложены на госкорпорацию, которая создается либо федеральным законом, либо внесением поправок в закон об уже существующей госкорпорации. Логично было бы передать эти полномочия в Фонд содействия реформированию ЖКХ, но так как фонд не прописан открытым текстом, есть основания полагать, что идет политическая борьба за контроль над распределением субсидий внутри Минстроя РФ», – резюмировал Сергей Сиваев.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: etk-ural.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни