Свердловскую область попросят доплатить за концессию с РЖД. В «Титановой долине» не хватает грузов для окупаемости ветки

В управляющей компании ОЭЗ надеются привлечь резидентов с появлением новой инфраструктуры

Министерство инвестиций и развития Свердловской области представило проект концессии с АО «РЖД» по строительству подъездных путей и железнодорожной инфраструктуры в ОЭЗ «Титановая долина». При вложениях в стройку порядка 2 млрд рублей концессионер планирует получить прибыль до вычета налогов в 7 млрд, ориентируясь на годовую отправку до полумиллиона тонн грузов. Если компания не достигает запланированный в концессии годовой показатель EBITDA, концедент обязан доплатить ей оставшуюся часть с учетом НДС. Опираясь на заявленные сейчас проекты появления новых предприятий и уже работающие производства в «Титановой долине» и Верхней Салде, заявленный показатель, по данным знакомых с проектом собеседников издания, не будет достигнут на треть «как минимум в первые годы работы железнодорожной ветки». А новые претенденты на крупные грузоотправки из особой экономической зоны Верхней Салды, где до сих пор остаются свободными 80% площадей, по мнению экспертов, инвестиции в ближайшие годы отложат.

В Свердловской области официально объявлен конкурс по выбору концедента на строительство железнодорожной инфраструктуры в «Титановой долине». Заключение концессии между правительством региона, ОЭЗ «Титановая долина» и ОАО «РЖД» планируется уже в начале июля.

С предложением о ее разработке госкомпания обращалась в Кабмин в начале года. Речь шла о строительстве двух путей приема-отправки грузов длиной 2 км и вытяжного пути в 0,5 км, а также ряда объектов инфраструктуры. Однако негативные последствия пандемии, как следует из официальной позиции, заставили РЖД скорректировать инвестиционные планы и заморозить часть проектов.

Как делятся источники издания, «благодаря позиции свердловских властей и лоббизму промышленников строительство путей в ОЭЗ удалось сохранить».

Фото: ekburg.tv

Согласно представленному проекту концессии сроком на 18 лет, вложения концессионера составят 1,9 млрд рублей. Стройку он должен начать сразу после передачи ему земельных участков, на что дается максимум три месяца после подписания соглашения. Завершить работы планируется к 2023 году.

Начиная с этого срока, концессионер рассчитывает получать прибыль, – оценка РЖД. Вплоть до 2037 года годовая EBIDTA без НДС, по представленному проекту, должна вырасти с 176 до 714 млн рублей (показатель по каждому году представлен отдельно). В целом финансовый результат без НДС за указанный период достигнет 6,88 млн рублей.

В случае, если показатели по каждому году будут не достигнуты, концедент обязуется компенсировать недополученную часть EBIDTA (минус НДС) концессионеру. Эти показатели просчитаны, опираясь на грузоотправку в 500 тыс. тонн в год с перспективой роста. Однако в настоящее время обеспечить объемы отгрузки полностью за счет заявленных проектов вряд ли удастся.

По данным управляющей компании ОЭЗ «Титановая долина», основные ставки в грузопотоке делаются на ООО «Аллегро» (совместное предприятие «Евраза» и ООО «Рейл Сервис»), ООО «ЭкоТех», АО «Ферростар» и АО «Верхнесалдинский металлургический завод».

Причем наибольший объем – порядка 190 тыс. тон в год – ожидался от «Аллегро». Компания с плановыми инвестициями в производство в 16 млрд рублей нацелена на выпуск 200 тысяч железнодорожных колес в год с перспективой роста до 300 тыс. В целом же, как отмечают источники издания, знакомые с подготовкой концессии, ОЭЗ пока не добирает до заявленного объема в 500 тыс. тон около трети. В Министерстве инвестиций региона в течение дня ситуацию прокомментировать не смогли.

В УК «Титановой долины» рассчитывают на увеличение грузоотправки за счет прихода новых и уже действующих резидентов: «Урал Боинг мануфэктуринг», «Зибус» и «Миникат». Однако компании интереса к отправкам железной дорогой не проявляют. Потенциальные же резиденты в существующих экономических условиях могут отложить крупные инвестпроекты. О сокращении расходов уже заявили такие группы, как «ВСМПО-Ависма», «Северсталь» и НЛМК.

«В целом сокращение расходов в металлургии идет на 20-30%, чтобы сохранить деньги на счетах. Если речь идет об уже начатых стройках, то их вряд ли будут останавливать, если под них привлечены банковские займы. Другое дело, если речь идет о проектах на стадии принятия решений. Хотя в принципе сейчас благоприятное время, чтобы брать под них займы», – полагает аналитик «Газпромбанка» Айрат Халиков.

На урезание расходов в текущем году указывает и начальник аналитического отдела УК «Арсагера» Артем Абалов. По его словам, в части капвложений крупные компании черной металлургии и смежных отраслей в лучшем случае переносят новые проекты с 2020 года на 2021-2023. Хуже обстоит ситуация у предприятий среднего бизнеса. В секторе машиностроения восстановление спроса идет быстрее, но о расширении инвестиций пока вопрос не ставится.

Фото: investural.com

В Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей (СОСПП) подчеркивают необходимость железнодорожного сообщения с ОЭЗ, значительно увеличивающего в глазах потенциальных инвесторов привлекательность площадки.

«Любая железная дорога выгодна, если под нее есть якорный резидент. Если даже, допустим, область будет какой-то период доплачивать за железную дорогу, со временем это окупится. Появятся новые предприятия, рабочие места и налоги. Строительство любой дороги – это шаг вперед», – заключает председатель комитета по транспорту и логистике СОСПП Сергей Мазуркевич.

В настоящее время на площадке «Титановой долины» в Верхней Салде из 295 га занято только 20%. Претендовавшая ранее на участок в 68 га компания «СТОД-Урал» заявила об уходе из ОЭЗ, так и не получив финансовой поддержи от госбанков.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.

Фото превью: архив 66.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни