Губернатор Челябинской области Алексей Текслер и глава Челябинска Наталья Котова осматривают новые автобусы
Фото: gubernator74.ru
Стороны потенциального соглашения, впрочем, на данном этапе предпочитают сдержанные комментарии. В АО «Группа Синара» интерес к комплексной модернизации системы городского транспорта в Челябинске подтвердили.
В Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в свою очередь заявили о нескольких заинтересованных инвесторах, которые готовы как принять участие в публичном конкурсе на право заключения концессионного соглашения, так и заявиться на конкурс в рамках 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок» на маршрутах челябинской агломерации. (Челябинский и Копейский городские округа, Сосновский муниципальный район).
Параметры возможного сотрудничества предсказуемо не разглашаются. По словам Юрия Осинцева, объем вложений будет зависеть, прежде всего, от окончательного решения правительства Челябинской области по проекту модернизации системы общественного транспорта. Кроме того, при подготовке расчетов необходимо учитывать новую маршрутную сеть, разработка которой сейчас находится в процессе.
Впрочем, по данным наших источников, в схеме могут быть применены примечательные решения. Например, использованы в качестве капитального гранта 4,5 млрд рублей, ранее заявленных по программе «Чистый воздух» на закупку 350 автобусов на газомоторном топливе.
Соответствующий сценарий подтвердили в Миндортрансе региона, подчеркнув целевой характер средств.
По словам собеседников «Правды УрФО», по одному из сценариев также предполагается, что «Синара» может, к прочему, дополнительно закупить порядка 150 автобусов, а также провести реконструкцию существующих автобусных баз.
«Это важный момент. Без необходимого обслуживания новые автобусы будут подвержены серьезному износу. Существующий имущественный комплекс, мягко говоря, не дотягивает до современных требований. Именно поэтому важно комплексно модернизировать систему городского транспорта», – описывает свое видение ситуации собеседник издания.
Кроме того, инсайдеры не исключают участия концессионера в модернизации остановок общественного транспорта и организации видеофиксации проезда по выделенным полосам для движения общественного транспорта. «По сути, может быть создан эталонный перевозчик. Дальше – вопрос конкуренции с действующими коммерческими перевозчиками и нелегальными маршрутчиками», – отмечает собеседник.
В целом же модернизация всей системы общественного транспорта челябинской агломерации (автобусы, трамваи, троллейбусы), как утверждают собеседники «Правды УрФО», может оцениваться в сумму свыше 40 млрд рублей, из которых 20 – это только обновление подвижного состава. Еще порядка 15 млрд требует реконструкция инфраструктуры: дорог, контактной сети и т.д. К прочему, многомиллиардные вложения необходимы на реконструкцию депо и парков.
«Концессии в транспорте зачастую убыточны. Поэтому бюджетные вложения в рамках такого рода соглашений выглядят обосновано. Плюс рассматривается дополнительно закупка значительного числа автобусов», – отмечают эксперты.
Добавим, весной глава государства потребовал активизировать работу по обновлению маршрутных сетей и пассажирского транспорта, который серьезно изношен, в крупных городах.
Впрочем, челябинский общественный транспорт, как отмечают собеседники издания, – это отдельная история. «Правда УрФО» ранее подробно описывала смоделированный кризис в этой сфере, который привел к банкротству МУПов и предполагаемым потерям бюджета на сумму порядка 1,5 млрд по субсидиарной ответственности. Эксперимент с созданием взамен МУПов новых ООО тоже очевидно не дал позитивных результатов: активы генерировали убытки и уголовные дела. Впоследствии транспорт и вовсе был передан на региональный уровень, что, как сообщала «Правда УрФО», заметных улучшений не принесло.
Фото: Илья Бархатов
При этом вопрос с той же концессией прорабатывался еще с момента, когда транспорт был подконтролен администрации Челябинска.
По словам эксперта, в рамках потенциального соглашения «необходимо будет решить целый список вопросов».
«Надо понять, что все-таки будет с нелегальными маршрутчиками, которых держат несколько местных группировок. Решить вопрос с умными остановками – климат в Челябинске обязывает. Кроме того, есть нюанс с собственностью. Кому будут принадлежать остановки – региону или муниципалитетам? Остается вопрос с тем, какой транспорт необходим, а он может быть разрешен только из общей транспортной схемы. Остается и IT-блок, и детали, связанные со светофорами, камерами, и так далее. Все эти проблемы необходимо решать в комплексе», – замечает собеседник издания.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: sinara-group.com