Напомним, что с 1 июля 2020 года вступит в силу постановление правительства №554. Согласно документу, вся ответственность за обслуживание, поверку и установку счетчиков электроэнергии в многоквартирных жилых домах ляжет на гарантирующих поставщиков.
При этом, начиная уже с 2021 года, все потребители должны оснащаться интеллектуальными, телеметрическими приборами учета, которые в дальнейшем будут интегрированы в единую систему сбора и обработки показаний. В связи с этим энергетикам придется взять на себя все расходы, которые, впрочем, они в дальнейшем смогут компенсировать в тарифах на следующий год.
Таким образом, ФАС намерена сделать легитимным утверждение инвестпрограмм, которые большинство гарантирующих поставщиков уже сформировали. Как рассказал «Правде УрФО» собеседник в правительстве Свердловской области, сейчас утвердить инвестпрограммы для энергосбытов невозможно из-за отсутствия нормативной базы.
«Проект приказа ФАС нацелен именно на создание законодательной почвы для утверждения инвестпрограмм. Если документ будет утвержден, в регионах начнется кампания по согласованию инвесток», – пояснил источник.
Отметим, что суммарно по области гарантирующие поставщики уже заявили планы на ближайшие 3 года более чем в 2 млрд рублей, которые, по их мнению, должны быть учтены в тарифах.
Ранее участники рынка заявляли, что, возможно, средства на финансирование амбициозных планов правительства могут найтись в «эталонных» сбытовых надбавках, установленных ФАС. Однако ведомство под давлением потребителей и руководства субъектов РФ намерено пересмотреть методические указания по установлению сбытнадбавок.
Переход на эталон привел к скачкообразному росту стоимости электроэнергии для бизнеса. Особенно ярко это было выражено в зонах действия небольших гарантирующих поставщиков. Дело в том, что в рамках «эталонного» метода все ГП страны делятся на 10 групп масштаба, где первая группа – с наименьшим количеством точек поставки. При этом у первой группы наибольшие удельные затраты на одну точку поставки.
Например, в Свердловской области пока «эталон» применяется на 85%, однако уже с 1 июля 2020 года будет учтен на 100%. После индексации самая большая сбытовая надбавка будет в ЗАТО Новоуральск у АО «ОТЭК». Разброс стоимости услуг компании составит от 28 до 85 копеек за киловатт в зависимости от мощности потребителя. В Нижнем Тагиле цены будут варьироваться от 27 до 81 копейки. В зоне деятельности АО «ЭнергосбыТ Плюс» сбытнадбавки во втором полугодии установлены от 21 до 43 копеек. Самые низкие ставки установлены для АО «Екатеринбургэнергосбыт»: от 12 до 35 копеек.
Таким образом, чем меньше масштаб гарантирующего поставщика, тем дороже его услуги. Однако сейчас с целью уравнять ценовую нагрузку на потребителей ФАС предлагает ограничить сбытовые надбавки небольших компаний уровнем цен крупных сбытов. При этом, по мнению ведомства, для категории «прочие» они не должны превышать 1 рубля за киловатт-час.
По оценкам экспертов, вероятнее всего, проект приказа будет принят, а значит, в регионах начнется массовый пересмотр выручки гарантирующих поставщиков, сопряженный как с новыми методическими указаниями, так и с необходимостью утверждения инвестпрограмм. Однако представители энергосбытового рынка опасаются, что средств на реализацию проектов за счет тарифных источников может не хватить, что чревато для них штрафами со стороны государства.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.