Однако в рамках строительства приоритетной трассы Салехард – Надым развивается конфликт из-за неисполненных округом обязательств в 2019-2020 годах. ООО «Реском Тюмень» подало иск к ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» о взыскании 31 млн рублей. По данным определения Арбитражного суда ЯНАО, истец требует выплаты долга в 30,7 млн рублей по госконтракту, заключенному в 2012 году, а также неустойку за период с 17 ноября 2019 года по 30 апреля 2020 года.
Фото: gexa.ru
Согласно условиям контракта, «Реском Тюмень» приняла на себя обязательства по строительству автодороги Сургут – Салехард, участок Надым – Салехард, км 1191 – км 1241. Общая стоимость работ составила 9,3 млрд рублей. Договор предусматривает ежемесячные расчеты с подрядчиком. При этом стоимость выполненных работ определяется в соответствии со сметной документацией на уровне цен III квартала 2010 года с применением индекса инфляции на соответствующий год и коэффициента контрактной цены. Изначально сроки выполнения работ были ограничены 20 декабря 2015 года.
Наблюдатели отмечают, что «претензии подрядчика, вероятно, связаны с нехваткой финансирования в 2019 году, которую признавал и губернатор Дмитрий Артюхов». Эксперт в сфере закупок Алексей Савоськин отметил, что вместо трех лет стройка идет 8 лет «по причине отсутствия финансирования со стороны правительства ЯНАО». При этом «лимиты финансирования на стройку ставили еще на 2019 год, а неустойки и штрафы к «Реском Тюмень» не применялись».
«По всей видимости, заказчик не заплатил все деньги. На 2020 год лимитов бюджетных ассигнований нет, между тем, согласно порталу закупок, срок исполнения контракта – 20.12.2020. При цене в 9,3 млрд рублей на 50 км, цена 1 км составляла 186 млн рублей, очень прилично. На портал не выложена часть дополнительных соглашений. Это нарушение, которое может привести к привлечению к ответственности заказчика по статье КоАП РФ «Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», – подчеркнул Алексей Савоськин.
Депутат заксобрания ЯНАО Валерий Степанченко подчеркнул, что без трассы Надым – Салехард невозможно выстроить надежную транспортную связь между муниципалитетами ЯНАО и с другими регионами. Использование зимников и авиаперевозки требуют значительных затрат со стороны бюджета, населения и бизнеса. Кроме того, в текущих инфраструктурных условиях невозможно обеспечить достаточно безопасное и постоянное передвижение транспорта.
Политологи и депутаты отмечают, что неоднократно нарушенные обещания чиновников об открытии стратегически важной трассы для населения, а также для бизнеса, «ведут к повышению социального напряжения в регионе».
«Крупные инфраструктурные проекты зачастую сталкиваются с проблемами затягивания сроков. К «Реском Тюмени» возникают вопросы по качеству и по срокам, но, так или иначе, объекты сдаются. Власти не всегда могут обойти издержки законодательства. Но именно власти являются последней инстанцией для людей – избирателей, они дают обещания о сдаче объектов. Жители ждут дорогу, и эти ожидания не оправдываются. Обещания не выполняются, и это влияет на отношение к власти – снижается и доверие, и рейтинги», – подчеркнул политолог Александр Безделов.
Фото: newurengoy.ru
Эксперты строительного рынка отмечают, что «взаимные судебные претензии и разбирательства между «Реском Тюменью» и дирекцией дорожного строительства ЯНАО давно уже перестали носить частный характер и превратились в устойчивую систему». Отчасти это продиктовано «несовершенством федерального законодательства о закупках, когда власти не могут быть уверенными в добросовестности подрядчиков, и вынуждены заключать контракты с теми, кто предложит наиболее выгодную цену».
Ранее «Правда УрФО» подробно рассказывала о взаимных претензиях правительства ЯНАО и ООО «Реском Тюмень», в том числе касающихся крупных инфраструктурных проектов в автономном округе. Политологи прогнозировали усиление конфликта между подрядчиком и правительственными структурами Ямала, который «может вылиться с прямое противостояние и с губернатором Дмитрием Артюховым».
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий в ЯНАО.
Фото превью: newurengoy.ru