«Реском Тюмень» требует от ЯНАО долги по контракту на 9 миллиардов. Долгострой трассы Салехард – Надым привел к конфликту

Дорогу обещают закончить до конца 2020 года

Строительство важного инфраструктурного проекта в ЯНАО привело к очередному конфликту между окружной «Дирекцией дорожного хозяйства» и «Реском Тюменью». Компания выступает генподрядчиком на возведении участка автодороги Салехард – Сургут, а неоплаченные работы на трассе-долгострое привели «Реском Тюмень» в арбитражный суд. Эксперты усматривают нарушения со стороны заказчика при ведении электронного документооборота в рамках закупки, которые грозят чиновникам административной ответственностью. Неоднократно обманутые ожидания ямальцев относительно открытия дороги, по мнению политологов, провоцируют снижение доверия власти, следовательно, и снижение региональных губернаторских рейтингов. Депутаты подтверждают негативные социально-экономические последствия от затягивания сдачи инфраструктурного объекта, потребовавшего миллиардных бюджетных затрат. В Заксобрании ЯНАО уверены, что пока трассу не введут в эксплуатацию, внутри региона невозможно обеспечить надежное транспортное сообщение и связать арктическую территорию с другими регионами.

Директор Департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Максим Першиков заявил о выделении бюджетных денег и обеспечении финансирования строительства дороги Салехард – Надым на 2020 год. Всего на дорожную деятельность власти направят 7,1 млрд рублей. Об этом глава профильного ведомства заявил на заседании комитета по экономической политике, бюджету и финансам Заксобрания ЯНАО.

Однако в рамках строительства приоритетной трассы Салехард – Надым развивается конфликт из-за неисполненных округом обязательств в 2019-2020 годах. ООО «Реском Тюмень» подало иск к ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» о взыскании 31 млн рублей. По данным определения Арбитражного суда ЯНАО, истец требует выплаты долга в 30,7 млн рублей по госконтракту, заключенному в 2012 году, а также неустойку за период с 17 ноября 2019 года по 30 апреля 2020 года.

Фото: gexa.ru

Согласно условиям контракта, «Реском Тюмень» приняла на себя обязательства по строительству автодороги Сургут – Салехард, участок Надым – Салехард, км 1191 – км 1241. Общая стоимость работ составила 9,3 млрд рублей. Договор предусматривает ежемесячные расчеты с подрядчиком. При этом стоимость выполненных работ определяется в соответствии со сметной документацией на уровне цен III квартала 2010 года с применением индекса инфляции на соответствующий год и коэффициента контрактной цены. Изначально сроки выполнения работ были ограничены 20 декабря 2015 года.

Однако строительство не завершено. По данным, размещенным на сайте госзакупок, с 2012 по 2019 год дирекция дорожного хозяйства ЯНАО выплатила «Реском Тюмень» за выполненные работы 6,9 млрд рублей. По официальным отчетам, в 2019 году расчеты с генподрядчиком на участке Надым – Салехард составили свыше 1 млрд рублей. По словам Максима Першикова, трассу откроют в ноябре-декабре 2020 года, однако в незавершенном виде – более 200 км будет покрыто песчано-гравийной смесью. Дальнейшие работы по асфальтированию продолжатся после открытия дороги.

Наблюдатели отмечают, что «претензии подрядчика, вероятно, связаны с нехваткой финансирования в 2019 году, которую признавал и губернатор Дмитрий Артюхов». Эксперт в сфере закупок Алексей Савоськин отметил, что вместо трех лет стройка идет 8 лет «по причине отсутствия финансирования со стороны правительства ЯНАО». При этом «лимиты финансирования на стройку ставили еще на 2019 год, а неустойки и штрафы к «Реском Тюмень» не применялись».

«По всей видимости, заказчик не заплатил все деньги. На 2020 год лимитов бюджетных ассигнований нет, между тем, согласно порталу закупок, срок исполнения контракта – 20.12.2020. При цене в 9,3 млрд рублей на 50 км, цена 1 км составляла 186 млн рублей, очень прилично. На портал не выложена часть дополнительных соглашений. Это нарушение, которое может привести к привлечению к ответственности заказчика по статье КоАП РФ «Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», – подчеркнул Алексей Савоськин.

Эксперты в сфере дорожного строительства считают, что с 2013 года у властей была возможность начать открывать участки дорог, сокращая расстояние зимников, но они этого не сделали. По мнению наблюдателей, «к срыву стратегического объекта привели некомпетентные управленческие решения чиновников ЯНАО как при губернаторе Дмитрии Кобылкине, так и при нынешнем руководстве региона, нехватка финансирования и недобросовестность исполнителей работ».

Депутат заксобрания ЯНАО Валерий Степанченко подчеркнул, что без трассы Надым – Салехард невозможно выстроить надежную транспортную связь между муниципалитетами ЯНАО и с другими регионами. Использование зимников и авиаперевозки требуют значительных затрат со стороны бюджета, населения и бизнеса. Кроме того, в текущих инфраструктурных условиях невозможно обеспечить достаточно безопасное и постоянное передвижение транспорта.

Политологи и депутаты отмечают, что неоднократно нарушенные обещания чиновников об открытии стратегически важной трассы для населения, а также для бизнеса, «ведут к повышению социального напряжения в регионе».

«Крупные инфраструктурные проекты зачастую сталкиваются с проблемами затягивания сроков. К «Реском Тюмени» возникают вопросы по качеству и по срокам, но, так или иначе, объекты сдаются. Власти не всегда могут обойти издержки законодательства. Но именно власти являются последней инстанцией для людей – избирателей, они дают обещания о сдаче объектов. Жители ждут дорогу, и эти ожидания не оправдываются. Обещания не выполняются, и это влияет на отношение к власти – снижается и доверие, и рейтинги», – подчеркнул политолог Александр Безделов.

Фото: newurengoy.ru

Эксперты строительного рынка отмечают, что «взаимные судебные претензии и разбирательства между «Реском Тюменью» и дирекцией дорожного строительства ЯНАО давно уже перестали носить частный характер и превратились в устойчивую систему». Отчасти это продиктовано «несовершенством федерального законодательства о закупках, когда власти не могут быть уверенными в добросовестности подрядчиков, и вынуждены заключать контракты с теми, кто предложит наиболее выгодную цену».

В «Реском Тюмени» озвучить свою позицию по спорной ситуации отказались, сославшись на необходимость письменного запроса. В правительстве региона также избегают комментариев по этой проблеме, уточнив, однако, что разбирательство не связано с госконтрактом 2012 года по обустройству и содержанию зимней автодороги дороги Салехард – Надым.

Ранее «Правда УрФО» подробно рассказывала о взаимных претензиях правительства ЯНАО и ООО «Реском Тюмень», в том числе касающихся крупных инфраструктурных проектов в автономном округе. Политологи прогнозировали усиление конфликта между подрядчиком и правительственными структурами Ямала, который «может вылиться с прямое противостояние и с губернатором Дмитрием Артюховым».

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий в ЯНАО.

Фото превью: newurengoy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни