Отметим, что в действующей редакции инвестки от 2019 года на весь срок ее действия предусмотрено только 195,9 млн рублей, причем преимущественно из внетарифных источников, то есть прочей прибыли. При этом объем финансирования в 2020 году предлагается оставить на утвержденном уровне, а основные вложения запланированы на 2021 и 2022 год. Таким образом, все затраты компании будут заложены в сбытовой надбавке.
Как отмечают в РЭК Свердловской области, необходимость корректировки программы в части 2020-2022 годов вызвана изменением источников финансирования, перечня и суммы средств на реализацию утвержденной инвестиционной программы. Основной объем средств при этом будет направлен за счет перехода на эталонные сбытовые надбавки.
Напомним, так называемый метод эталонных сбытов был разработан ФАС РФ и утвержден в 2017 году. По планам ведомства, в течение трехлетнего переходного периода все сбытовые надбавки должны были быть выровнены согласно новой методике. Однако это привело к их многократному росту и, как следствие, увеличению конечной цены на электроэнергию.
Так, например, для населения во втором полугодии 2019 года (после окончательного перехода на «эталон»), опираясь на методику ФАС, РЭК увеличила сбытовую надбавку с 5 до 22 копеек за киловатт-час. Для юридических лиц, в зависимости от уровня потребляемой мощности, услуги гарантирующего поставщика также подорожали от двух до трех раз.
В АО «Екатеринбургэнергосбыт» пояснили, что в инвестиционную программу на 2020-2022 годы включено 3 проекта, направленных на построение интеллектуальной системы учета (ИСУ) для многоквартирных домов в рамках выполнения требований ФЗ-522 от 27.12.2018. Этот ФЗ вводит обязанность гарантирующих поставщиков осуществлять коммерческий учет электроэнергии на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг с применением интеллектуальных систем учета. Таким образом, за три года планируется провести обновление пользовательского и серверного оборудования.
Пока, на данном этапе согласования инвестки, РЭК сделала целый перечень замечаний касаемо обоснования и источников финансирования мероприятий. Так, например, регулятор требует уточнить стоимость каждой единицы приборов учета. Однако, по словам собеседника издания в руководстве одного из гарантирующих поставщиков, основная сложность сейчас заключается именно в корректном расчете стоимости всех мероприятий.
«Дело в том, что пока никто не знает, ни сколько приборов учета необходимо заменить, ни сколько будет стоить отдельно взятый прибор. Во многом это связано с тем, что пока законодательно не установлены требования к умным счетчикам, а значит, непонятен потенциальный перечень производителей. Сейчас все гарантирующие поставщики начинают проводить технический аудит, после которого, при наличии прочих вводных, начнут вырисовываться суммы», – рассказал инсайдер.
Напомним, что с 1 июля 2020 года вступит в силу постановление правительства №554 от 18 апреля, согласно которому весь цикл обслуживания и поверки электросчетчиков населения будет разделен между электросетевыми и энергосбытовыми компаниями.
Так, в многоквартирных домах эти обязанности будут возложены на энергосбыты, а в частном секторе – на электросети. В 2020 году установка счетчиков будет производиться в случае их отсутствия, выхода из строя или истечения срока эксплуатации и поверки. Также новые приборы учета, согласно постановлению, должны быть установлены в ходе техприсоединения. А начиная уже с 2021 года, все потребители должны оснащаться интеллектуальными приборами учета.
Все связанные с этим расходы лягут на энергетиков, которые в дальнейшем смогут компенсировать их в составе сбытовых надбавок или тарифов на передачу электроэнергии на следующий год. В результате вся стоимость работ будет полностью заложена в плату за электроэнергию и стоимость техприсоединения. При этом прямое взимание платы с потребителей не допускается.
Тем не менее, как уверяют участники рынка, средств может не хватить даже с учетом 100-процентного перехода на «эталон», особенно в условиях падения собираемости средств на фоне крупнейшего экономического кризиса. А источники финансирования для электросетевых компаний еще более туманны.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.