Клиенты «Екатеринбургэнергосбыта» заплатят 600 млн за политику Правительства РФ. В компании оценили стоимость установки «умных» счетчиков

Гарантирующий поставщик начнет кампанию по замене приборов учета в МКД Екатеринбурга

АО «Екатеринбургэнергосбыт» заявило в региональную энергетическую комиссию новый проект инвестиционной программы на ближайшие три года. За это время компания планирует в три раза нарастить объем вложений относительно утвержденной инвестки. Примечательно, что в качестве основного источника финансирования в документе предлагается использовать не прочую прибыль от нерегулируемых видов деятельности, как в действующей редакции, а прибыль, направляемую на инвестиции, то есть от прямой продажи электроэнергии потребителям. Источники, близкие к регулятору, уверяют, что на конечной стоимости электроэнергии такое решение не скажется. К 2021 году по инициативе ФАС РФ компания полностью перейдет на эталонный метод расчета сбытовой надбавки, что приведет к существенному росту прибыли и даст возможность для инвестиционной деятельности. Однако, как уверяет сам гарантирующий поставщик, сумма вложений может измениться вплоть до 10 раз после проведения технического аудита потребителей, в результате чего придется искать новые источники финансирования. Проект заложен в требованиях федерального правительства.

АО «Екатеринбургэнергосбыт» (принадлежит ОАО «МРСК Урала») просит РЭК Свердловской области увеличить объем инвестиционной программы на 2020-2022 годы до 617 млн рублей (без НДС и налога на прибыль) за счет «прибыли, направляемой на инвестиции» (полученной от реализации электрической энергии и мощности) и в незначительной степени амортизации.

Отметим, что в действующей редакции инвестки от 2019 года на весь срок ее действия предусмотрено только 195,9 млн рублей, причем преимущественно из внетарифных источников, то есть прочей прибыли. При этом объем финансирования в 2020 году предлагается оставить на утвержденном уровне, а основные вложения запланированы на 2021 и 2022 год. Таким образом, все затраты компании будут заложены в сбытовой надбавке.

Как отмечают в РЭК Свердловской области, необходимость корректировки программы в части 2020-2022 годов вызвана изменением источников финансирования, перечня и суммы средств на реализацию утвержденной инвестиционной программы. Основной объем средств при этом будет направлен за счет перехода на эталонные сбытовые надбавки.

Напомним, так называемый метод эталонных сбытов был разработан ФАС РФ и утвержден в 2017 году. По планам ведомства, в течение трехлетнего переходного периода все сбытовые надбавки должны были быть выровнены согласно новой методике. Однако это привело к их многократному росту и, как следствие, увеличению конечной цены на электроэнергию.

Так, например, для населения во втором полугодии 2019 года (после окончательного перехода на «эталон»), опираясь на методику ФАС, РЭК увеличила сбытовую надбавку с 5 до 22 копеек за киловатт-час. Для юридических лиц, в зависимости от уровня потребляемой мощности, услуги гарантирующего поставщика также подорожали от двух до трех раз.

Такая тарифная политика вызвала волну недовольства со стороны потребителей и после долгих переговоров ФАС откатила переход на эталон и продлила переходный период до 2021 года. В 2020 году доля эталона в конечной необходимой валовой выручке АО «Екатеринбургэнергосбыт» составляет только 85%, а уже с 2021 она возрастет до 100%.

В АО «Екатеринбургэнергосбыт» пояснили, что в инвестиционную программу на 2020-2022 годы включено 3 проекта, направленных на построение интеллектуальной системы учета (ИСУ) для многоквартирных домов в рамках выполнения требований ФЗ-522 от 27.12.2018. Этот ФЗ вводит обязанность гарантирующих поставщиков осуществлять коммерческий учет электроэнергии на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг с применением интеллектуальных систем учета. Таким образом, за три года планируется провести обновление пользовательского и серверного оборудования.

Пока, на данном этапе согласования инвестки, РЭК сделала целый перечень замечаний касаемо обоснования и источников финансирования мероприятий. Так, например, регулятор требует уточнить стоимость каждой единицы приборов учета. Однако, по словам собеседника издания в руководстве одного из гарантирующих поставщиков, основная сложность сейчас заключается именно в корректном расчете стоимости всех мероприятий.

«Дело в том, что пока никто не знает, ни сколько приборов учета необходимо заменить, ни сколько будет стоить отдельно взятый прибор. Во многом это связано с тем, что пока законодательно не установлены требования к умным счетчикам, а значит, непонятен потенциальный перечень производителей. Сейчас все гарантирующие поставщики начинают проводить технический аудит, после которого, при наличии прочих вводных, начнут вырисовываться суммы», – рассказал инсайдер.

В АО «Екатеринбургэнергосбыт» также подтвердили, что озвученный объем инвестиций пока примерный и может возрасти кратно. «В настоящее время компания ведет работу по инвентаризации данных по приборам учета, установленным в МКД. В связи с этим предполагается, что в инвестиционную программу на 2021-2022 годы могут быть внесены изменения по результатам проведенной инвентаризации, существенно увеличивающие ее стоимость (в 10 раз и более)», – говорится в пояснении энергосбыта.

Напомним, что с 1 июля 2020 года вступит в силу постановление правительства №554 от 18 апреля, согласно которому весь цикл обслуживания и поверки электросчетчиков населения будет разделен между электросетевыми и энергосбытовыми компаниями.

Так, в многоквартирных домах эти обязанности будут возложены на энергосбыты, а в частном секторе – на электросети. В 2020 году установка счетчиков будет производиться в случае их отсутствия, выхода из строя или истечения срока эксплуатации и поверки. Также новые приборы учета, согласно постановлению, должны быть установлены в ходе техприсоединения. А начиная уже с 2021 года, все потребители должны оснащаться интеллектуальными приборами учета.

Все связанные с этим расходы лягут на энергетиков, которые в дальнейшем смогут компенсировать их в составе сбытовых надбавок или тарифов на передачу электроэнергии на следующий год. В результате вся стоимость работ будет полностью заложена в плату за электроэнергию и стоимость техприсоединения. При этом прямое взимание платы с потребителей не допускается.

Тем не менее, как уверяют участники рынка, средств может не хватить даже с учетом 100-процентного перехода на «эталон», особенно в условиях падения собираемости средств на фоне крупнейшего экономического кризиса. А источники финансирования для электросетевых компаний еще более туманны.

«Если гарантирующие поставщики смогут начать реализацию программы хотя бы за счет «эталона» и потом компенсировать перерасход в сбытнадбавке, то у электросетей денег нет даже на старт. Проблема в том, что компенсация затрат производится регулятором по факту выполнения работ, но свободных денег сейчас в сетях практически нет», – резюмировал источник издания в электросетевой компании.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни