Бизнесмены отдадут УТУ 14,3 миллиарда. Таможни УрФО минимизируют общение с участниками ВЭД и готовятся к переходу на службу по контракту

Ведомство готовится к возвращению специальных званий

Резкие колебания национальной валюты, падение цен на энергоресурсы на мировых рынках и пандемия коронавируса оказали серьезное влияние на внешнеэкономическую деятельность, в том числе регионах УрФО. Вкупе с изменениями в разделении полномочий по администрированию платежей, поступающих в федеральный бюджет, между ФТС и ФНС, а также передачей части из оставшихся в таможни прямого федерального подчинения, они сказались на объемах пополнения доходной части подразделениями Уральского таможенного управления (УТУ). Нестабильность ситуации вызывает тревожные настроения у участников ВЭД, рассчитывающих на продолжение деятельности, а самих сотрудников ведомства заботят предстоящие пертурбации, в соответствии с которыми часть из них будет переведена на службу по контракту. О работе в условиях распространения коронавирусной инфекции, планах по перечислению средств в бюджеты и возвращении к системе специальных званий для сотрудников пограничных таможен «Правда УрФО» побеседовала с начальником Уральского таможенного управления, генерал-лейтенантом Максимом Чморой.

«Правда УрФО»: В I квартале 2020 года УТУ зафиксировало снижение собираемости средств, перечисленных в федеральных бюджет, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – соответственно, 15,3 и 16,5 млрд рублей. С чем связана негативная тенденция, притом, что план ФТС управление выполнило?

Глава Уральского таможенного управления, генерал-лейтенант Максим Чмора: Я бы не назвал тенденцию негативной. В России меняется законодательство. Был проведен налоговый маневр, который часть таможенных платежей перевел в разряд налоговых. Таким образом, изменилось их соотношение между ФНС и ФТС. Ранее мы пополняли бюджет где-то на 50%, сейчас налоговая – гораздо больше. Процессы, идущие в таможенных органах, не являются статичными. В этом году заканчивается реформа, связанная с созданием сети электронных таможен. И это оказывает влияние на администрирование платежей.

Что изменилось у нас. Мы практически полностью передали оформление энергоносителей. Ранее мы могли оформлять ряд товарных групп, но сейчас это компетенция Центральной энергетической таможни. Это, например, СПГ в Сабетте при прямой отгрузке на суда. Кроме того, при задании тому или иному региону учитывается ряд факторов – средневзвешенный показатель, динамика развития, количество реализуемых крупных проектов. Все это оценивается по математической модели. В этом году план был скорректирован из-за непредсказуемых колебаний нацвалюты. На I квартал плановым заданием было 14,5 миллиарда, мы его выполнили на 105%.

Глава Уральского таможенного управления, генерал-лейтенант Максим Чмора

«Правда УрФО»: Каковы планы, предусмотренные для УТУ, на текущий квартал, ожидания, перспективы?

Максим Чмора: При установлении задания на II квартал было много неизвестных. Это и нестабильная ситуация в пунктах пропуска, и пандемия коронавируса, и реакция бизнеса. Тем не менее, оно было амбициозным с учетом снижения администрирования товарных партий. По нашим наблюдениям, в последнюю неделю перед ограничениями, то есть в середине марта, объемы оформления составляли 4,5 тысячи деклараций в неделю. Это стандарт, соответствующий обычному течению ВЭД. В последующем были и резкие падения, и взлеты. Участники начали переориентироваться, стал неадекватно вести себя спрос на различные виды товаров.

Но май показывает, что есть тенденция к восстановлению. В последнюю неделю оформлена 4221 декларация на товар, то есть мы постепенно приближаемся к стандартной цифре. Перспективы, считаю, есть, хотя из ничего мы платежи сформировать не можем. Они являются следствием развития ВЭД при правильном администрировании, и наша задача его обеспечить, а объем будет свидетельством работы нашего бизнеса. На II квартал у нас задание 14,3 миллиарда, и на текущий момент оно выполнено на 55%, или 7,87 миллиарда.

«Правда УрФО»: Насколько пандемия коронавирусной инфекции повлияла на активность внешнеэкономической деятельности и работу таможенных органов?

Максим Чмора: Конечно, повлияла. Таможня – такая же часть российского общества и внешнеэкономических бизнес-процессов. Был внесен ряд существенных корректив. Нам была поставлена задача обеспечить таможенный контроль и оформление грузов. Был принят ряд документов, в соответствии с которыми определен перечень приоритетных в контексте оформления товаров первой необходимости. В их отношении практически не проводились досмотры, и другие формы контроля были снижены. Сроки выпуска снизили вдвое. В УТУ был создан специальный колл-центр.

Для защиты наших должностных лиц мы тоже предприняли меры. Нам на руку сыграл перевод большинства процессов и контактов с участниками ВЭД в электронный формат. Декларирование у нас на 100% бесконтактное, количество документов, принимаемых в бумажном виде, тоже постарались минимизировать. Мы, как и все, столкнулись с проблемой закупки средств индивидуальной защиты, в рамках госзакупок приобретали маски, перчатки и антисептики. Было радикально уменьшено число сотрудников на рабочих местах, разделили подразделения на две непересекающихся группы, чтобы снизить риск заболевания, хотя нагрузка возросла в два раза.

«Правда УрФО»: Каков эффект от принятых мер? Удалось ли избежать заражений?

Максим Чмора: С задачей мы в целом справились. До вчерашнего дня случаев заболевания не было. Но накануне, к сожалению, все же поступила информация, что у двух наших сотрудников была детектирована коронавирусная инфекция. Оба они находились в двухнедельной командировке в Сабетте. Там неблагополучная эпидситуация. До этого они были протестированы, и признаков заболевания у них не было. К счастью, болезнь протекает в легкой форме, но нам сейчас предстоит принимать меры для поддержания эффективной работы предприятий в ЯНАО.

«Правда УрФО»: Ключевым в контексте собираемости платежей в бюджет органом в настоящее время является Уральская электронная таможня. Насколько удалось решить проблему кадрового дефицита?

Максим Чмора: В этом вопросе тоже уйти от коронавирусной темы не получится. Кадровое обеспечение – непрерывный процесс. Но уже два месяца как мы приостановили процесс пополнения органов должностными лицами. Что касается электронной таможни, на текущий момент она укомплектована на 90%. Из 226 штатных должностей укомплектовано 204. В принципе, нам хотелось бы больше, до 95%. Еще 5% – это такой обменный маневр. Но самое важное, что эти 90% работают не менее года. В прошлом году была сложная ситуация, было 40% молодежи после вузов, с первичной подготовкой, с недостаточным уровнем знаний. И другим 60% приходилось тратить время и на работу, и на обучение коллег. Сейчас эту проблему удалось снять. Эти сотрудники могут работать самостоятельно, хотя и не со всем спектром. За этот год практика показала, что из ЦЭД ушло вовне только два человека.

«Правда УрФО»: С 1 октября текущего года все пункты пропуска на границе, в том числе, к примеру, Кольцовская таможня, будут переведены «под погоны», согласно постановлению правительства. Каким образом будет проходить этот процесс? Сотрудники беспокоятся, какие звания им будут присвоены, от чего это зависит, что принесет, и не повысят ли выслугу лет для получения звания?

Максим Чмора: В ходе взаимодействия руководства ФТС и Правительства РФ уже давно ощущался дисбаланс между уровнем обеспечения заработной платой, социальными гарантиями и уровнем ответственности на ряде направлений. Для его устранения было принято решение о переводе государственных гражданских служащих в пунктах пропуска и представителей мобильных групп на службу по контракту. В УТУ таких должностей 266. Был составлен полный персональный список. Мы признаем, что некоторые проблемы могут возникнуть.

При поступлении на службу в таможенные органы, как известно, необходимо пройти врачебную комиссию и психологическое тестирование. У ряда гражданских служащих уже солидный возраст и можно предположить, что результаты не позволят им продолжить работу по контракту. Это объективное препятствие. Но мы постараемся за счет других подразделений произвести своеобразный обмен. Тем, кто не пройдет комиссию, будут предлагаться иные должности. В Кольцово на новые условия службы будут переведены пассажирский и грузовой посты, а почтовый будет работать в прежнем формате. Еще один фактор – присвоение званий. Звание капитана может быть присвоено до 50 лет, от майора до полковника – до 55. Это зависит от наличия от предшествующих воинских и специальных званий. Здесь мы тоже можем столкнуться с ограничениями из-за возраста. Что касается повышения выслуги лет, то пока никаких официальных документов нет, и даже проектов. В Минфине есть лишь проект о повышении на 5 лет предельного возраста нахождения на службе.

Тем не менее, мы рассчитываем, что комплекс мер позволят достигнуть большей сбалансированности в прохождении службы разными категориями и снизит напряженность. Нам бы этого очень хотелось.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни