В ином случае, по прогнозам специалистов, уже в этом году рынок может потерять до 30% предприятий.
Среди признаков ухудшения ситуации отраслевики называют растущую дебиторскую задолженность у крупных компаний. Средний и мелкий сектор и вовсе движутся в сторону банкротств, наращивая кассовый разрыв. На ситуацию негативным образом влияет не только общий экономический кризис, но и пандемия COVID-19. С перебоями работают как европейское, так и китайское направления, а грузы накапливаются в портах и на складах, что ведет к дополнительным незапланированным издержкам.
По мнению аналитиков, непринятие в краткосрочной перспективе таких мер как уже указанное выше признание участников ВЭД организациями, оказывающими жизненно важные услуги, переход на электронный документооборот с контролирующими госорганами и отсрочка по уплате доначисленных в ходе проверок подразделениями ФТС платежей могут не только спровоцировать массовое разорение, но и поставить под угрозу снабжение промпредприятий комплектующими. Могут начаться и перебои с доставкой продуктов питания, а также медтоваров и фарммсредств.
Коллеги специалиста развивают тему, подтверждая, что кризис способен стать фатальным для предприятий, относящихся к сегменту среднего и мелкого предпринимательства, а у крупных игроков федерального уровня он выразится в падении объемов.
«Рентабельность и объемы, конечно, уменьшатся. Это видно и сейчас, в том числе, по статистике РЖД. Предприятия и в Европе, и в Китае простаивали, это сказывалось. Оказывает влияние и падение покупательской способности. Если бы она не снижалась, все могло бы достаточно быстро вернуться на круги своя. Но пока этого нет», – говорит собеседник издания в совете Уральской логистической ассоциации.
Тем не менее, в правительстве Свердловской области пока не склонны разделять нервозность участников рынка. На запрос издания о текущей ситуации управленцы со ссылкой на региональный Минтранс и Свердловскстат проинформировали, что на сегодняшний день снижения грузооборота (авто- и железнодорожные перевозки) не наблюдается, правда, вынеся за периметр подсчетов малые предприятия, доля которых в сфере достаточно велика.
«По состоянию на 13 мая 2020 года в адрес министерства обращений логистических компаний, связанных с угрозой ухода с рынка вследствие сложившейся экономической ситуации, не поступало. Отдельных мер по смягчению последствий кризиса для предприятий логистической отрасли Свердловской области в пределах компетенций Минтранса не разрабатывалось», – следует из ответа изданию.
Отдельно был затронут вопрос и о наиболее масштабном отраслевом проекте ориентировочной стоимостью 14 млрд рублей, который планируется реализовать на территории региона – ТЛЦ «Екатеринбург» в районе Большого Седельниково. Строительство планируется вести в рамках нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», в составе которого выделен федеральный проект «Транспортно-логистические центры».
Он, в свою очередь, интегрирован в стратегические планы пространственного развития России, предполагающие формирование транспортного коридора для приема грузовых составов железнодорожного сообщения ВСМ «Евразия».
Пока, по словам чиновников, нарастающий экономический кризис не повлиял на планы создания инфраструктуры. Однако и дата начала работ до сих пор неизвестна.
В отраслевом сообществе отмечают, что проект будет реализован только при условии сохранения заявленных приоритетов государства.
«Зачем в чистом поле создавать, по сути, новую Сортировку, притом, что у нас она чуть ли не самая большая в Европе, пусть даже это и проектируется как грузовой двор. Важно понимать функционал, будет ли спрос. То есть вопрос ставится так – не ради чего, а для кого», – поделился размышлениями собеседник «Правды УрФО» в профсообществе.
Тем временем, пока в Минтрансе заверяют в отсутствии оснований для переноса планов для строительства ТЛЦ «Екатеринбург», собеседники издания сразу в нескольких локальных компаниях уже заявляют о простоях, достигающих месяца.
По мнению специалиста, не исключено, что уже к осени на рынке наметится явная тенденция повальных банкротств мелких и средних компаний, а выжить смогут только те, у кого есть большая финансовая подушка, либо обладающие большим портфелем клиентов.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.
Фото превью: yablor.ru