Напомним, Курганская область вошла в мусорную реформу с января текущего года и практически сразу столкнулась с многочисленными проблемами. Несмотря на озвучиваемые планы и наличие территориальной схемы, разработанной под шквальной критикой специалистов чиновниками нескольких департаментов, регоператор так и не смог оперативно начать работу во многих муниципалитетах. Это было признано и на уровне правительства Зауралья.
В конце марта департамент выступил с официальным заявлением, что регоператор в связи с распространением коронавирусной инфекции перешел на особый режим работы, и напомнил, что «своевременный и бесперебойный вывоз отходов напрямую зависит от своевременно внесенной платы за оказанную услугу». «Ведь для транспортирования ТКО необходимы средства на ГСМ, обслуживания транспортных средств, зарплату персоналу», – увещевали управленцы жителей Зауралья.
Однако сами жители региона массово указывали, что чиновники требуют плату за фактически не оказываемые услуги, а во многих муниципалитетах спецтехнику «Чистого города», как и обещанные новые контейнеры, вообще никто не видел.
На обращение отраслевиков и экологов в правоохранительные органы, последовавшее после жалоб жителей, дал ответ заместитель Андрея Саркисова, начальник управления экологии и недропользования Анатолий Булатов (копия документа находится в распоряжении издания).
Чиновник, в частности, заявил, что с 1 января услуга оказывается «населению Кургана, Шадринска, райцентров и крупных населенных пунктов», не уточнив, от какого числа жителей ведется подсчет. По каким причинам спецтранспорт не заходит в другие поселения, управленец не сообщил. Отдельно замглавы департамента уточнил, что «вывоз ТКО не производится в ряде населенных пунктов ввиду отсутствия в них жителей». По каким причинам в этом случае они могли оказаться в терсхеме, уточнения также не последовало.
Замглавы Депприроды добавил, что при установлении регоператору тарифа на следующий срок «будут учитываться экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, в том числе транспортные». По каким причинам сейчас жители региона вынуждены платить по тарифам, в которые, исходя из терсхемы, включены затраты на транспортировку отходов по всему Зауралью, чего в реальности нет, пояснений не последовало.
В свою очередь отраслевики обращают внимание на завышение данных об охвате населения вывозом отходов и предполагают, что целью этого, по их словам, «жонглирования цифрами» может быть желание получить часть федеральной субсидии, предусмотренной для поддержки отрасли в период пандемии COVID-19 и экономического кризиса.
Реальная же картина мусорной реформы в Зауралье, по словам собеседников издания, такова, что вывозом отходов охвачено, с их точки зрения, «в самом лучшем случае 60-70%», при этом работа ведется в основном в Кургане, Шадринске и их ближайших окрестностях, где затраты на транспортировку невысоки.
«Мест, где не слышали о регоператоре, хватает. Это почти все небольшие поселения. Но не только. Возьмем город Куртамыш. Там контейнеры установили вдоль главной улицы, и жителям подчас приходится по полтора-два километра до них шагать. Кто-то будет туда нести мусор? А потом нелегальные свалки будут ликвидировать за счет муниципалитета, у которого и так денег нет. То есть контейнеры стоят не там, где удобно гражданам и предписано правилами, а где удобно «Чистому городу». А в каком-нибудь Сафакулевском районе или Казак-Кочердыке о вывозе вообще не слышали», – приводят собственные суждения специалисты.
Собеседники «Правды УрФО» также отмечают, что по санитарно-эпидемиологическим нормам в случае, если уличная температура выше -5 градусов по Цельсию, вывозить отходы необходимо ежедневно. Однако в большинстве поселений «мусоровозы бывают не то что не каждый день, а далеко не каждую неделю», но жителям предлагается аккуратно вносить плату в пользу оператора.
Свои оценки текущим процессам дал эксперт Агентства стратегических инициатив и «Российского экологического общества» Сергей Завьялов. По его мнению, негативное влияние оказывает сомнительная квалификация кураторов реформы и упорное нежелание чиновников прислушиваться к мнению населения и отраслевиков.
Как указывают участники рынка, выявить реальный охват территорий и населения вывозом мусора, с учетом того, что транспорт должен быть оснащен спутниковой навигацией, «совсем несложно». «Главное, чтобы у правоохранителей возник интерес защитить интересы жителей, которые оплачивают чьи-то коммерческие устремления», – заключают отраслевики.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
1 комментарий к “Погоня Зауралья за госсубсидиями превратилась в миллиардный фарс. Люди не замечают реформу ТКО”
В маленьких деревнях эти контейнеры ни к чему. Никто туда мусор не выбрасывает. А платить почему-то должны. За что?