Фото: fas.gov.ru
Уточним, перекрестное субсидирование в электроэнергетике является механизмом искусственного сдерживания цены на ресурс для одной категории потребителей (населения) за счет повышения тарифов для другой (бизнес). Таким образом, часть стоимости киловатт-часа, который потребляет население, оплачивают преимущественно крупные промышленные компании.
Как отмечают в ФАС, необходимость принятия этого проекта обусловлена вступлением в силу постановления Правительства РФ. По нему для субъектов, которые не укладываются в предельные величины перекрестного субсидирования, вводятся штрафы. Таким образом, документ благоприятно повлияет на совершенствование тарифного регулирования, снизит нагрузку с бюджетов, а также положительно скажется на соблюдении баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
«Постановление снижает риски негативных экономических последствий для бюджетов субъектов, возникающих из-за необходимости компенсации превышения предельных объемов перекрестного субсидирования из регионального бюджета. Принятие постановления также обусловлено необходимостью пересмотра предельной величины перекрестного субсидирования, которая была введена в 2014 году. ФАС России проведен анализ динамики потребления населения и приравненных к нему категорий, с учетом этого сформированы планы-графики по каждому субъекту, которые отражают в динамике объем изменения перекрестного субсидирования по каждому региону. В 2020 году наблюдается динамика снижения перекрестного субсидирования, учитываемого в тарифах на передачу электрической энергии, относительно 2019 года», – считают в антимонопольном ведомстве.
Собеседник «Правды УрФО [1]» в одной из РЭК пояснил, что тенденция роста перекрестного субсидирования в регионах, как правило, обусловлена несколькими факторами. Так, например, в последние годы наблюдается увеличение потребления со стороны населения. Во-вторых, во всех регионах с середины 2019 года произошел резкий скачок цен на электроэнергию за счет увеличения сбытовой надбавки, вызванной переходом на эталонный метод затрат при регулировании гарантирующих поставщиков.
«Дело в том, что чем выше экономически обоснованный тариф, тем больше бюджетные обязательства по сдерживанию роста платы граждан. В данный момент часть нагрузки перекладывается на крупных промышленных потребителей. Если доля перекрестного субсидирования снижается, кому-то все равно придется заплатить за население, и в нынешних реалиях – это может быть только бюджет», – рассуждает инсайдер.
В свою очередь сами потребители заявили, что предложения ФАС по снижению перекрестки будет работать в обратную сторону. По словам заместителя директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерия Дзюбенко, это связано с существенным повышением базисного уровня в 2021 году.
Фото: mrsk-ural.ru
В данном случае речь идет о так называемой отрицательной «перекрестке», суммарный объем которой оценивается в 10-12 млрд рублей в год. Это те субсидии, которые получают потребители на низком и среднем уровнях напряжения, и деньги направляются не на население, а на прочих потребителей. Такая ситуация сейчас характерна для 16 регионов.
«Разумеется, что сейчас невозможно говорить о применении полностью экономически обоснованных тарифов для всех групп потребителей. Необходимо тонко перенастроить процесс. Первым этапом – в течение какого-то времени отменить отрицательные ставки. Дальше необходимо аккуратно выравнивать их в соответствии с объемами потребления: не делать такие большие ставки на высоком напряжении и не занижать их на среднем напряжении. В-третьих, необходимо пересмотреть понижающий коэффициент для домов с электроплитами и сельской местности. В данном случае нужно сделать помощь адресной. К прочему, мы предлагаем пересмотреть состав категории «прочих» потребителей», – резюмировал представитель «Сообщества потребителей энергии».
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: mrsk-ural.ru