Промпредприятия УрФО заплатят 31 миллиард за инициативу ФАС. Антимонопольщики наращивают перекрестное субсидирование

В регионах опасаются роста бюджетных обязательств

ФАС России предложила пересмотреть ставки перекрестного субсидирования в регионах. Согласно плану-графику, предлагаемому антимонопольным ведомством, в течение 10 лет его объемы будут снижаться на 10%. При этом с 2021 года «перекрестка» будет увеличена сразу на 10 млрд рублей по стране. Таким образом, в начале срока действия постановления промышленные предприятия будут доплачивают за население 239 млрд рублей в год, а к концу его действия эта сумма снизится до 216 млрд рублей. В ФАС объясняют необходимость принятия проекта тем, что сейчас регионы несут ответственность за превышение предельного уровня перекрестного субсидирования, а предложенная мера позволит обезопасить местные бюджеты. В самих регионах говорят, что эффект будет обратным, так как снижение «перекрестки» в дальнейшем переложит обязанности по субсидированию населения на плечи субъектов. Потребители и вовсе называют инициативу ФАС профанацией, отмечая, что крупной промышленности она эффекта не принесет, а весь профит останется в электросетевом комплексе.

Согласно проекту постановления Правительства РФ, разработанного по инициативе ФАС, в регионах России в ближайшие 10 лет будут поэтапно снижаться предельные объемы перекрестного субсидирования в тарифах электросетевых компаний. Исходя из приложенного к проекту постановления графика, объемы перекрестного субсидирования в 2021 составят 239,3 млрд рублей и к 2031 году уменьшатся до 216, 4 млрд рублей. Отметим, что в 2020 году объемы перекрестки оцениваются экспертами в 229 млрд рублей.

Фото: fas.gov.ru

Уточним, перекрестное субсидирование в электроэнергетике является механизмом искусственного сдерживания цены на ресурс для одной категории потребителей (населения) за счет повышения тарифов для другой (бизнес). Таким образом, часть стоимости киловатт-часа, который потребляет население, оплачивают преимущественно крупные промышленные компании.

Как отмечают в ФАС, необходимость принятия этого проекта обусловлена вступлением в силу постановления Правительства РФ. По нему для субъектов, которые не укладываются в предельные величины перекрестного субсидирования, вводятся штрафы. Таким образом, документ благоприятно повлияет на совершенствование тарифного регулирования, снизит нагрузку с бюджетов, а также положительно скажется на соблюдении баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

«Постановление снижает риски негативных экономических последствий для бюджетов субъектов, возникающих из-за необходимости компенсации превышения предельных объемов перекрестного субсидирования из регионального бюджета. Принятие постановления также обусловлено необходимостью пересмотра предельной величины перекрестного субсидирования, которая была введена в 2014 году. ФАС России проведен анализ динамики потребления населения и приравненных к нему категорий, с учетом этого сформированы планы-графики по каждому субъекту, которые отражают в динамике объем изменения перекрестного субсидирования по каждому региону. В 2020 году наблюдается динамика снижения перекрестного субсидирования, учитываемого в тарифах на передачу электрической энергии, относительно 2019 года», – считают в антимонопольном ведомстве.

Отметим, что в регионах УрФО сейчас формируются наибольшие объемы перекрестного субсидирования в стране. Так, например, в 2021 году, согласно предложениям ФАС, предприятия Урала будут вынуждены переплатить за население и приравненные к нему категории порядка 31 млрд рублей. Наибольшие объемы заложены в Свердловской области – 12,5 млрд рублей. В Тюменской области (включая ХМАО и ЯНАО) – 9,5 млрд рублей, в Челябинской и Курганской областях 7 и 2 млрд рублей соответственно.

Собеседник «Правды УрФО» в одной из РЭК пояснил, что тенденция роста перекрестного субсидирования в регионах, как правило, обусловлена несколькими факторами. Так, например, в последние годы наблюдается увеличение потребления со стороны населения. Во-вторых, во всех регионах с середины 2019 года произошел резкий скачок цен на электроэнергию за счет увеличения сбытовой надбавки, вызванной переходом на эталонный метод затрат при регулировании гарантирующих поставщиков.

«Дело в том, что чем выше экономически обоснованный тариф, тем больше бюджетные обязательства по сдерживанию роста платы граждан. В данный момент часть нагрузки перекладывается на крупных промышленных потребителей. Если доля перекрестного субсидирования снижается, кому-то все равно придется заплатить за население, и в нынешних реалиях – это может быть только бюджет», – рассуждает инсайдер.

В свою очередь сами потребители заявили, что предложения ФАС по снижению перекрестки будет работать в обратную сторону. По словам заместителя директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерия Дзюбенко, это связано с существенным повышением базисного уровня в 2021 году.

«Проект постановления выглядит как профанация. Во-первых, базовый расчетный уровень объемов перекрестки увеличен по непонятным причинам на 10 млрд рублей. В 2021 году показатель суммарно по всем регионам – 239 млрд рублей, а сейчас 229 млрд. Причем обесценивание денег будет оказывать большее влияние на сокращение «перекрестки», чем весь этот график, который нацелен в обратную сторону и ничего фактически с «перекресткой» не делает. Бенефициарами постановления станут электросетевые организации, на тарифы которых приходится порядка 90% всего перекрестного субсидирования. Они продолжат прогонять через себя все объемы перекрестки, а, учитывая непрозрачный порядок расчета, куда будут утекать эти деньги, не совсем понятно. Наверное, для компенсации тарифов населения, но мы не исключаем, что эти деньги могут направляться на иные цели, как то снижение тарифов для потребителей на низком уровне напряжения», – считает Валерий Дзюбенко.

Фото: mrsk-ural.ru

В данном случае речь идет о так называемой отрицательной «перекрестке», суммарный объем которой оценивается в 10-12 млрд рублей в год. Это те субсидии, которые получают потребители на низком и среднем уровнях напряжения, и деньги направляются не на население, а на прочих потребителей. Такая ситуация сейчас характерна для 16 регионов.

«Разумеется, что сейчас невозможно говорить о применении полностью экономически обоснованных тарифов для всех групп потребителей. Необходимо тонко перенастроить процесс. Первым этапом – в течение какого-то времени отменить отрицательные ставки. Дальше необходимо аккуратно выравнивать их в соответствии с объемами потребления: не делать такие большие ставки на высоком напряжении и не занижать их на среднем напряжении. В-третьих, необходимо пересмотреть понижающий коэффициент для домов с электроплитами и сельской местности. В данном случае нужно сделать помощь адресной. К прочему, мы предлагаем пересмотреть состав категории «прочих» потребителей», – резюмировал представитель «Сообщества потребителей энергии».

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: mrsk-ural.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни