Транспортную реформу Екатеринбурга разрушил коронавирус. Частные перевозчики выживут не все

Мэрия отказалась от монополизации рынка Гортрансом

Администрация Екатеринбурга экстренно пересматривает свои планы на транспортную отрасль из-за критических провалов в экономики, сопряженных с распространением коронавируса. На текущий момент, как отмечают наблюдатели, чиновники мэрии не исключают и полного отказа от конфликтной реформы общественного транспорта, в рамках которой, в частности, планировалось вернуть в ЕМУП «Гортранс» практически все маршруты, сейчас обслуживаемые частным бизнесом. Подобная смена вектора, считают аналитики, связана с перечнем угроз, среди которых рост социальной напряженности и банальный дефицит средств, необходимых для передела рынка. При этом сейчас городские перевозчики, которых политика администрации длительное время подталкивала к ликвидации бизнеса и уходу с рынка, заявляют о критической ситуации и практически полной потере выручки. В этих условиях и глава Екатеринбурга Александр Высокинский вынужден менять риторику и обещать предпринимателям поддержку вплоть до прямых бюджетных субсидий. Нерасторопность антикризисных мер может привести к фатальным последствияv для общественного транспорта города, заключают участники рынка.

Горадминистрация Екатеринбурга готовится пожертвовать одним из самых конфликтных своих проектов, начатым еще командой Александра Якоба и активно поддержанным Александром Высокинским – транспортной реформой. Как отмечают наблюдатели, сейчас она как минимум может быть заморожена на неопределенный срок.

Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский

Фото: novostidnja.ru

«Денег нет, и в ближайшее время не будет – это очевидно, и об этом говорят вслух руководители. Нет их и на транспорт. Реформа же требует вливаний. Это и обновление парка, и перенос остановок с попутной реконструкцией, перенастройка систем диспетчерского управления – в общем, многомиллионные расходы», – пояснил источник издания в мэрии.

Поводом для возможного отказа от реформы стал и риск резкого роста социальной напряженности, причем связанного как с недовольством пассажиров, так и проблемами работников частных перевозчиков, остающихся без работы – маршруты чиновники планировали активно переводить из частных рук в Гортранс.

«Когда все было хорошо – на это можно было смотреть сквозь пальцы. Водители могли уйти в другие смежные сферы, для части кондукторов нашлось бы место в Гортрансе, а уж для слесарей и механиков в городе вакансий было куда больше, чем безработных специалистов. Но сегодня мы видим угрозу массовой безработицы, и добавлять своими действиями риск дополнительного роста – чревато излишним вниманием надзорных органов уже для самих чиновников», – говорят в мэрии.

Между тем частные перевозчики Екатеринбурга, работающие на маршрутах общественного транспорта, уже и так готовятся к скорому закрытию из-за острых финансовых проблем. По словам бизнесменов, резкое падение пассажиропотока из-за режима самоизоляции привело их на грань краха. А решение регионального оперштаба вывести общественный транспорт с режима выходного дня в будний график станет последней каплей, если власти не предпримут экстренные меры по спасению.

«Пассажиров стало в разы меньше – ориентировочно в 2-3 раза. Нет пассажиров – нет выручки, а нет выручки – нет денег на зарплаты, на техническое обслуживание, на закупку ГСМ. Если нам придется выводить транспорт чаще, работая на графике будних дней, – расходы только вырастут. Для нас это значит угрозу закрытия в самом ближайшем будущем», – указывает руководитель одного из частных автотранспортных предприятий.

По словам участников рынка, ситуация усугубляется последствиями политики мэрии, в последние годы активно работавшей над монополизацией рынка в пользу ЕМУП «Гортранс». «Наиболее прибыльные маршруты и так отдали муниципалам. Последним стал маршрут 27 – с ЖБИ до «Меги». Так что к началу эпидемии и всех сопутствующих запретительных мер мы и так еле сводили концы с концами. Но тогда, по крайней мере, было примерное понимание перспектив – по условному маршруту 11 мы работаем еще полгода, по условному 22 – год, после чего уходим с них. Это давало возможность планировать даже сокращения – проводить их как положено – с уведомлением за два месяца и всем прочим. Сейчас ситуация в разы хуже. Выводя сегодня на линию автобус, мы не знаем, окупит ли он хотя бы газ, на котором ездит», – пояснили собеседники издания.

Фото: 2ГИС

Проблемы коснулись и муниципального предприятия. Как стало известно сегодня, сотрудники Гортранса уже получили уведомление о том, что премиальная часть зарплаты урезается на 25%. Причина – все то же падение пассажиропотока из-за самоизоляции.

Впрочем, в мэрии заявляют, что уже ищут пути решения проблем транспортников. По словам Александра Высокинского, речь может идти о поддержке вплоть до прямых финансовых вливаний. «Возможно, придется принимать решение по дотациям на городской общественный транспорт. Речь идет не только о муниципальных предприятиях, но и о частных перевозчиках – у них падение выручки составило от 60 до 80%», – заявил глава Екатеринбурга.

По мнению предпринимателей, решения необходимо принимать как можно оперативнее, так как запас прочности перевозчиков уже практически исчерпан. «В противном случае к моменту снятия ограничений и массовому выходу людей на работу везти их будет уже некому», – заключает один из перевозчиков.

«Правда УрФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни