Онкобольные Среднего Урала недополучили медпрепараты на миллиард. Жизни людей оказались в прямой зависимости от курса доллара

Структура депутата Серебренникова стала монополистом на поставку противоопухолевых препаратов

Медучреждения, занимающиеся лечением онкозаболеваний на территории Свердловской области, в прошлом году на 17% недоосвоили федеральные деньги, выделенные в рамках нацпроекта «Здравоохранение». Закупки оборудования, реагентов и дорогостоящих лекарств неоднократно отменяли или переносили из-за отсутствия их на складах фирм-производителей или заниженной стоимости потенциальных контрактов. По информации источников в фармотрасли региона, некоторые препараты, имеющие российские аналоги, приходилось покупать по завышенной стоимости за рубежом. Только в одном из примеров контракт в 113 млн рублей подорожал на 30%. В настоящее время пациенты областного онкодиспансера боятся остаться без обязательного лечения, которое для выздоровления они должны получать раз в две недели на протяжении как минимум одного года. Эффективный препарат производят только в США, а американские фармкомпании сегодня предельно сконцентрировались на борьбе с пандемией коронавируса. Российские дистрибьюторы верят, что нужные объемы противоопухолево препарата придут в страну, так как заказы были сделаны еще летом 2019 года, однако уже сейчас говорят о том, что стоить лекарство будет значительно дороже.

На Среднем Урале создадут референс-центр по патоморфологическим исследованиям при ГАУЗ «Свердловской областной онкологический диспансер» (СООД). Диспансер объявил конкурс на закупку оборудования для этого центра более чем на 184 млн рублей. Итоги аукциона планируется подвести уже 24 апреля, а после подписания госконтракта подрядчик обязан будет передать оборудование в течение 90 дней.

«Патоморфологический метод диагностики основан на изучении строения и изменений, происходящих в тканях, при помощи микроскопа. В онкологии при исследовании биопсии позволяет не только подтвердить наличие опухоли, но и определить ее разновидность для выбора более действенной схемы лечения», – обрисовал ситуацию практикующий врач-онколог.

Фото: Валерий Шарифуллин, ТАСС

Это далеко не единственный крупный конкурс, который за последнее время объявил СООД. В первую очередь, по мнению экспертов, это может быть связано с проваленной программой по закупке оборудования и медпрепаратов в рамках федерального финансирования в 2019 году. По данным ТФОМС по Свердловской области, медучреждения региона освоили лишь 83% средств, выделенных на выявление и дальнейшее лечение онкологических заболеваний в регионе. Неиспользованными остались около 970 млн рублей из общего объема средств в 5,64 млрд рублей, выделенных в рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» и нацпроекта «Здравоохранение».

Оперативно получить комментарий по поводу закупки медпрепаратов в областном онкодиспансере не удалось. Представители пресс-службы организации не отвечали на звонки, хотя медучреждение в условиях пандемии коронавируса продолжает работать. По данным сайта СООД, они ведут первичный прием и плановую госпитализацию пациентов – у посетителей измеряют температуру и выдают средства индивидуальной защиты. Люди же с долговременной ремиссией обслуживаются только удаленно.

Между тем пациенты со злокачественными новообразованиями опасаются, что из-за пандемии коронавируса в мире могут произойти перебои с поставкой жизненно необходимых для них лекарств, которые производят за рубежом. В частности, 10 апреля должны быть подведены итоги закупки противоопухолевого препарата бевацизумаб (действующее вещество) стоимостью более 98 млн рублей.

Уточним, что в России зарегистрировано два препарата на основе бевацизумаба. Торговую марку «Авастин» выпускает швейцарская компания Roche, а «Авегру» производит его российская «дочка» «Биокад». Хотя в 2019 году наличие двух производителей не стало гарантией бесперебойных поставок в больницы РФ. В частности, в Свердловской и Владимирской областях жители говорили, что не могут получить терапию, а региональные чиновники от здравоохранения признавали, что отменяют конкурсы на закупку лекарств из-за отсутствия их на складах российского завода-производителя.

СООД в августе прошлого года пытался закупить 3,9 тыс. упаковок препарата с начальной максимальной ценой конкурса в 113 млн рублей. Единственным участником конкурса стал «САВ-Фарм», который входит в ГК «Радуга» (Екатеринбург, основателем является депутат Заксобрания Свердловской области Александр Серебренников). По данным портала «Госзакупки» итоговая цена договора на поставку препарата, который внесен в список необходимых и важнейших лекарственных препаратов, достигла 147 млн рублей.

Эксперты фармотрасли не исключают, что из-за отсутствия бевацизумаба, производимого российским «Биокадом», компания была вынуждена закупать более дорогой швейцарский препарат, за который не только нужно рассчитываться в иностранной валюте.

Еще больше опасений онкобольных вызывают поставки дорогостоящего препарата ниволумаб (действующее вещество). «Курс лечения этим препаратом достигает двух лет. Капельницу ставят два раза в неделю, в случае более длительного перерыва состояние пациентов ухудшается. На сегодня схема с применением этого лекарства считается одной из самых современных и действенных», – рассказал практикующий врач-онколог.

В 2019 году на его покупку за счет федерального бюджета было потрачено 6 млрд рублей (почти в 6 раз больше показателя 2018 года, когда препарат был официально зарегистрирован в России). Выпуском лекарства занимается американская компания Bristol-MyersSquibb (BMS). Из-за пандемии коронавируса в мире и закрытых границ между странами уже сегодня возникают трудности с поставкой фармацевтических субстанций, основными производителями которых являются Китай и Индия. Кроме того, по данным американских СМИ, силы фармкомпаний страны брошены на разработку и выпуск экспресс-тестов и вакцины от COVID-19.

Фото: Артем Устюжанин, Е1

В настоящее время Свердловский областной онкодиспансер готовится приобрести ниволумаб на 163 млн рублей. Ранее поставкой препарата на Средний Урал занимались юрлица, также связанные с фармгруппой «Радуга». В компании «Правде УрФО» сообщили, что и в этом году не ожидают каких-либо трудностей с закупкой противоопухолевого препарата из США.

«Торговое наименование у него «Опдиво». В онкоцентре, насколько мне известно, его сейчас достаточное количество на остатках. У нас – полное подтверждение от производителя и эксклюзивного дистрибьютора в России, что препарат есть. Право на поставку в Свердловскую область у нас. У всех крупнейших производителей в мире планы по продажам на следующий год формируются уже во втором квартале предшествующего года. Запросы от России под программу «Онкология» были собраны еще летом 2019 года», – рассказал «Правде УрФО» представитель УК «Радуга».

Между тем эксперты фармотрасли не исключают, что определенные трудности при покупке определенно будут. «Сейчас возникают вопросы по цене. Курс доллара значительно вырос за последний месяц, а в обосновании стоимости госконтрактов заложены совершенно другие цифры. Из-за ослабления рубля бюджету придется дополнительно потратить миллионы рублей на закупку импортных, не имеющих аналогов в РФ препаратов», – подытожил собеседник издания.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: Александр Коряков, «Коммерсантъ»

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни