Росморречфлот 6 лет откладывал инвестиции в ЯНАО. ХМАО лишается крупных заказов в период навигации

В Салехарде появятся мощности по ремонту речного транспорта

Инвестиции из федерального бюджета могут лишить части заказов ремонтные предприятия ХМАО-Югры. Росморречфлот после шестилетней заминки принял решение выделить почти 600 млн рублей на строительство судоремонтных ангаров на реке Полуй в Салехарде. Ранее на Ямале не было ни одного дока для ремонта маломерных и крупных судов, из-за этого пассажирские теплоходы по 2-3 месяца простаивали в соседнем регионе, а жители отдаленных поселков округа сутками жили на речном вокзале в ожидании рейсов до населенных пунктов Ямальского района. Несмотря на острую необходимость оперативной реализации проекта, государственный Обь-Иртышводпуть откладывал внесение корректировок в проектную документацию, которая не могла пройти государственную экспертизу. Чиновники два года затягивали вопрос с предоставлением экспертам техусловий и договоры с ресурсоснабжающими организациями о техприсоединении стройки к несуществующей в Салехарде инженерной инфраструктуре. Параллельно несколько лет речники ждали, пока муниципальные власти Салехарда смогут официально определить расположение береговой линии притока Оби.

В ЯНАО с началом навигации планируется начать строительство береговой инфраструктуры для судоходного транспорта. В частности, в Салехарде должны появиться ремонтно-отстойный пункт и инженерно-эксплуатационный комплекс стоимостью 594 млн рублей. Деньги на реализацию проекта выделены из федерального бюджета в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы». Заказчиком работ выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), балансодержателем же инфраструктуры станет ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» («Администрация «Обь-Иртышводпуть»).

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

По данным портала госзакупок, подрядчика планируется определить 10 апреля, и до конца 2021 года компания проведет дноуглубление и берегоукрепление притока Оби – реки Полуй. По данным Территориального проектного института «Омскгражданпроект», который отвечал за создание документации будущего комплекса, судоремонтная база появится на малоосвоенном участке, расположенном на затапливаемом берегу.

«Комплекс базы включает в себя административно-бытовое здание, а также технические объекты, в числе которых мощный ремонтный цех, склады, гараж, ряд других сооружений, необходимых для полноценной жизнедеятельности такого специфического производства. В целях обеспечения удобных подходов для судов предложены решения по подъему прибрежной линии и укрепления ее шпунтовыми стенами», – говорится в материалах проектировщика.

Между тем, по данным источников в транспортной сфере Ямала, Обь-Иртышводпуть до сих пор не заплатил «Омскгражданпроекту» деньги за проведенные изыскания и подготовленные документы. Контракт на проектирование стоимостью более 19 млн рублей был подписан еще в 2014 году. В 2016 году он был передан на госэкспертизу, но получил отрицательное заключение.

«Причем претензии к документации были в первую очередь связаны не с работой «Омскгражданпроекта», а с теми моментами, за которые отвечает сам заказчик. Насколько мне известно, от Обь-Иртышводпути просили предоставить данные о выданных Салехардом техусловий и правоустанавливающих документов по участку земли, на которой планировали стройку», – рассказал собеседник «Правды УрФО».

В настоящее время на рассмотрении 8 арбитражного апелляционного суда находится жалоба госзаказчика, который уже три года отказывается платить за проделанную проектировщиком работу. По данным Омского арбитража, который уже удовлетворил требования «Омскгражданпроекта» о выплате 18,2 млн рублей за принятые по актам работы, после отрицательного решения экспертизы компания в августе 2016 года запросила необходимые для корректировки проекта данные, но вплоть до лета 2017 года ответа от заказчика не последовало. Тогда проектировщик принял решение об одностороннем расторжении контракта.

В частности, в проекте не хватало данных о земельном участке и возможности гарантирующего поставщика коммунальных услуг подключить рембазу к городским сетям, а также действующих договоров о подключении. Чиновники не смогли предоставить достоверные сведения о границах береговой линии реки Полуй. Эту информацию запрашивали у администрации Салехарда, но муниципалы заявили, что такую работу намерены проводить не ранее 2017 года.

По поводу техприса также существовала масса проблем. В частности, объект невозможно подключить к централизованной системе водоотведения, так как муниципальный «Салехардэнерго» только в 2019 году начал строить такую сеть – ранее же столица ЯНАО сливала стоки исключительно за счет септиков. Проблему удалось решить только за счет создания двух отдельных септиков для бытовых помещений и ремонтных ангаров, а также с учетом включения в проект локальных очистных сооружений.

Какая именно компания завершала проектную работу, оперативно уточнить не удалось. Однако на официальном сайте Обь-Иртышводпуть в октябре 2018 года заявил, что положительное решение Главгосэкспертизы получить все же удалось.

Теплоход «Рем Вяхирев»

Фото: fleetphoto.ru

Между тем многократные переносы сроков начала строительства судоремонтной базы вылились в ежегодные транспортные коллапсы на территории Ямала, большое количество населенных пунктов которого отрезано от транспортных магистралей.

В период навигации в отдаленные поселки с помощью речного транспорта завозят грузы, а «Северречфлот» обеспечивает движение пассажирских теплоходов согласно расписанию. Основные теплоходы «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин» периодически ломаются, но из-за отсутствия ремонтной базы на территории округа их починка занимает месяцы. В 2018 году после поломки одного из теплоходов и перераспределения схемы движения транспорта люди вынуждены были сутками стоять в очередях в кассе речного вокзала, чтобы добраться в Панаевск или Яр-Сале. В 2019 году проблема также полностью решена не была.

«С учетом появления судоремонтных мощностей, которые будут принадлежать государству, многие владельцы речного транспорта, курсирующего по территории ЯНАО, откажутся от услуг своих партнеров в Югре и Омске. Транспортировка и продолжительное ожидание стоят значительно дороже, чем провести ремонт на месте. Кроме того, не думаю, что ценник у госструктуры будет космическим. Единственное, нужно учитывать стоимость доставки запчастей в регион», – считает источник «Правды УрФО».

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: Обь-Иртышводпуть

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни