Мэрия Екатеринбурга вернулась к платным парковкам для населения. Эксперты говорят о миллионных вливаниях в противоречия с Верховным судом

Федеральный ГОСТ мешает горадминистрации воспользоваться поправками в КоАП

Внесение поправок в федеральный КоАП, разрешающий региональным и муниципальным властям запрашивать у ГИБДД персональные данные водителей, не даст мэрии Екатеринбурга ожидаемой чиновниками возможности перейти на оформление карательных протоколов в автоматическом режиме. Как выяснилось, закупленные за бюджетные деньги комплексы «Паркон», обслуживание которых стоит около 60 млн рублей в год, по ГОСТу не предназначены для фиксации нарушений, за которые автомобилистов планирует штрафовать мэрия – неоплату муниципальных парковок и стоянку на газонах. Несмотря на это, чиновники уже заявили о желании закупить новые комплексы, причем в профильном комитете не намерены ограничиваться «Парконами» – в планах у мэрии стоит также приобретение стационарных «купольных» камер и мобильных комплексов для пешего патрулирования. Между тем вся эта техника, закупка которой, по предварительным данным, обойдется еще в десятки миллионов рублей, попадает ровно под тот же ГОСТ, а значит – будет столь же бесполезна, что и «Парконы». Более того, относительно пешего патрулирования свою позицию уже обозначал Верховный суд, отказавшийся приравнять такой способ фиксации к автоматическому, при котором для владельца машины действует «презумпция виновности». Впрочем, подвох для населения мэрия готовит.

Администрация Екатеринбурга в ближайшее время намерена расширить технический парк средств для фото- и видеофиксации автомобилей, нарушающих административное законодательство Свердловской области. В первую очередь, речь идет о тех автовладельцах, которые не оплачивают стоянку на платных муниципальных парковочных местах, а также тех, кто оставляет свои автомобили на газонах.

Главный специалист отдела правового и экономического обеспечения горадминистрации Александр Вегнер

Фото: YouTube-канал администрации Екатеринбурга

На сегодняшний день в распоряжении профильных подразделений мэрии есть 6 комплексов «Паркон», содержание которых и так обходится в 60 млн рублей ежегодно при практически нулевой отдаче, но чиновники прямо заявляют о планах по новым покупкам.

«Да, действительно, такие желания есть. Но главное даже не «Парконы», а мобильные комплексы для пешего патрулирования – это поможет бороться с теми нарушителями, которые оставляют машину с частично закрытым номером. Кроме того, мы собираемся устанавливать и стационарные купольные камеры – они позволят фиксировать и другие нарушения», – сообщил в разговоре с «Правдой УрФО» главный специалист отдела правового и экономического обеспечения горадминистрации Александр Вегнер.

Сроки и суммы, которые городу придется потратить из бюджета на реализацию амбиций чиновников из транспортных подразделений, Вегнер уточнять не стал. По данным участников рынка, речь идет о миллионах рублей.

«Если мы берем «Паркон», то одна лишь камера стоит около 400 тысяч. К ней необходим комплекс для обработки информации – чтобы распознавать номерные знаки. Это еще около 230 тысяч. Если говорить о комплексе со стационарными камерами – то тут стартовый ценник уже от полутора миллионов. А в планах, как мы прекрасно понимаем, покупка не одной и не двух камер. В общем, это будет очень интересный заказ», – считает представитель одной из компаний, занимающихся поставкой подобного оборудования.

Настолько сильный интерес к расширению технической базы в мэрии объясняют поправками, внесенными на прошлой неделе в федеральный КоАП – они, уверены чиновники, позволят накладывать штрафы за неоплату парковки и за парковку на газоне в автоматическом режиме. От стандартной схемы она отличается наличием «презумпции виновности» – при автоматической фиксации владелец транспортного средства столь же автоматически считается нарушителем. При ручной обработке информации существовало слишком много возможностей, чтобы уйти от ответственности.

«Традиционная схема включала в себя обязательное рассмотрение каждого случая на административной комиссии. Мало того, что это затягивало процедуру, и могли выйти сроки давности – так владелец машины мог не явиться, а мог явиться – и сказать, что за рулем был не он. При автоматической фиксации таких проблем не будет», – считает собеседник в мэрии Екатеринбурга.

Однако автоэксперты нашли проблемные места в планах чиновников, которые в конечном итоге вновь могут помешать их реализации, оставив проект платных парковок все в том же мертвом состоянии, в котором он пребывает с рождения в 2015 году.

«Представители мэрии заверяют, что все «Парконы» у них проверены и могут, соответственно, применяться для фиксации нарушений. Вот только для таких приборов существует ровно один профильный ГОСТ Р 57145-2016. А в нем указано, что применяться технические средства фото- и видеофиксации могут лишь для регистрации нарушений административного законодательства в сфере дорожного движения», – указывает собеседник издания.

Проблема для мэрии, по его словам, в том, что и парковка на газонах, и неоплата парковки в региональном законодательстве относятся к правонарушениям в сфере благоустройства, а следовательно – «Парконы» и подобные ему комплексы просто не предназначены для фиксации данных правонарушений.

«Более того, ГОСТ требует, чтобы в технической документации на прибор был полный перечень административных правонарушений, которые можно с его помощью фиксировать. Кто из производителей станет переписывать документы, включая в них нормативные акты Свердловской области или любого другого отдельного субъекта РФ?» – задается риторическим вопросом собеседник издания.

Как выяснилось, Александр Вегнер не в курсе, попадают ли имеющиеся и планирующиеся к покупке комплексы под данный ГОСТ. В общении с корреспондентом «Правды УрФО» он заявил, что не располагает такой информацией и, соответственно, не может сказать, насколько серьезна угроза очередного срыва проекта по внедрению платных парковок в Екатеринбурге.

Мнения общественников разделились. Так, автоэксперт Дмитрий Ларионов сомневается, что при непосредственной работе правоприменитель обратит внимание на такие юридические тонкости, а также не уверен, что их значимость удастся доказать и в суде. Однако он отметил, что как минимум от пеших патрулей «автоматические» штрафы будут успешно оспариваться. В подтверждение своих слов он приводит позицию Верховного суда РФ, ранее уже разъяснявшего, что сразу же после того, как в работу комплекса фиксации каким-либо образом вмешивается человек, фиксация перестает признаваться автоматической.

Президент Федерации автомобилистов России Максим Едрышов, впрочем, не столь пессимистичен и признает, что данные аспекты действительно могут создать определенные сложности в работе чиновников.

«На самом деле для того, чтобы платные парковки заработали – надо еще и желание чиновников работать. На данный момент его нет. Есть только около 600 млн рублей бюджетных денег, потраченных впустую», – резюмировал Максим Едрышов.

Фото: «Областная газета»

В мэрии, впрочем, заявляют, что готовы к сложностям. А имеющиеся юридические нестыковки, уверены чиновники, удастся исправить в обозримом будущем.

«Никто ж не говорит, что система заработает уже завтра. Поправки в КоАП, которые нужны были для оперативного получения информации из ГИБДД, «висели» в Госдуме около 3 лет. Но вместе с другими городами-миллионниками их все же продавили. Так и с ГОСТами, если они будут препятствовать, справиться сумеем», – оптимистично заявил изданию вице-мэр Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Алексей Бубнов.

Сколько лет понадобится на устранение оставшихся препятствий, и какие суммы за это время будут потрачены из городского бюджета, чиновник не указал.

«Правда УрФО» будет следить за развитием событий.

Фото превью: ЕТВ

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни