Кредиторы и прокуратура атакуют партнеров «НОВАТЭКа» в ЯНАО. На нефтесервисном рынке ждут массовых сокращений

Руководство нефтесервисной компании намерено исправлять ситуацию новыми договорами

Аналитики заявили о финансовых и социальных рисках, связанных с подрядчиком «НОВАТЭКа», задействованным на крупных месторождениях ЯНАО. Крупное нефтегазосервисное предприятие «Механизация» столкнулось с жесткими требованиями прокуратуры после накопления многомиллионных долгов перед сотрудниками, погасить которые удалось только после подключения к процессу надзорного органа. Руководство компании списывает проблемы с выплатой зарплат на неисполнение обязательств контрагентами. Дополнительные риски несет в себе многомиллионная дебиторка предприятий-должников, из-за которой «Механизации», вероятнее всего, придется брать кредиты. Однако топ-менеджмент компании считает, что ситуацию удастся урегулировать за счет новых договоров. Учитывая проблемы с выплатой зарплат, указывающие на нехватку оборотных средств, и колоссальную дебиторку, превышающую миллиард рублей, отраслевые специалисты не исключают угрозу банкротства предприятия, а также роста количества судебных разбирательств с кредиторами. Эксперты отмечают и существенные социальные последствия вероятной несостоятельности компании, в частности, массовые увольнения людей, работающих на месторождениях региона.

Руководство АО «Механизация» заявило о причинах формирования многомиллионной задолженности по зарплате перед 390 сотрудниками. По словам заместителя генерального директора предприятия Азата Муртазина, к неисполнению обязательств перед работниками привели задержки оплаты счетов контрагентами. В компании не отрицают риски возникновения новых перебоев выплаты и указывают, что ситуация зависит от своевременности исполнения обязательств партнерами. В прокуратуру предприятие представило информацию о выполненных работах и планируемые сроки оплаты данных контрактов заказчиками.

Фото: tumgeo.ru

«Генподрядчики говорят, что деньги от заказчика получили, но потратили. Бывает, по ходу появляются допработы, и меняется проектная документация. Пока сделают проектную документацию, пройдут торги, заплатят за прошлый год, время проходит. А мы не можем уйти, потому что технику уже загнали и договор должны выполнить. Ведь соглашения составлены так, что там из 35 страниц 15 – это штрафные санкции. Срок оплаты устанавливается после подписания приемных документов, а заказчики затягивают сроки, соответственно, мы счета выставить не можем. Это один из методов не платить, но есть и другие», – рассказал Азат Муртазин.

Топ-менеджер обратил внимание, что гораздо проще и быстрее получать деньги можно через прямые договоры с нефтегазовыми компаниями. Например, сейчас работа ведется с ООО «НОВАТЭК-Юрхаровнефтегаз». Однако прямые контракты заключаются на комплексные работы, которые «Механизация» проводить не может, поэтому в большей части взаимодействие идет через генподрядчиков. В настоящее время компания занимается свайными работами на Северо-Русском, Ванкорском, Береговом, Самбургском и Юрхаровском месторождениях. В связи с открытием новых участков «Механизация» принимает на работу людей, и численность сотрудников превышает 600 человек.

Руководство предприятия намерено выровнять ситуацию и указывает на наличие новых договоров. В топ-менеджменте акционерного общества отмечают, что, несмотря на большое количество контрактов, зачастую не устраивает ценовая политика заказчиков. С начала 2020 года «Механизация» заключила 4 крупных договора, есть также дополнительные соглашения по переходящим прошлогодним контрактам. По заверениям собеседников издания, суммы договоров покрывают дебиторку.

Замдиректора АО «Механизация» сообщил, что по итогам 2019 года дебиторка сократилась минимум на 30%, то есть примерно на 200 млн рублей. Точная информация будет известна после окончательного формирования годового отчета. Однако есть большое количество предприятий-заказчиков, которые обанкротились. Самое крупное из них, «Уренгоймонтажпромстрой», должно 130 млн за работы, проведенные на «Ямал СПГ» еще в 2013 году. Среди крупных должников-банкротов в отчетности компании перечислены ООО «ИМО» (долг свыше 28 млн рублей), ООО «Нефтесервисная компания» (более 18 млн), ООО «Промстрой» (более 14 млн рублей) и ООО «СеверТрансСтрой» (свыше 13 млн). Причем по сравнению с 2017 годом, количество обанкротившихся должников увеличилось.

В ряде случаев в банкротных организациях-контрагентах уже введено конкурсное производство, что, по мнению финансовых экспертов, не позволит вернуть большую часть средств. Исходя из судебной практики, аналитики указывают на высокую вероятность получения лишь до 30% задолженности банкротящихся должников.

Фото: energybase.ru

«Задержки с выплатой зарплаты, тем более неоднократные, могут свидетельствовать о серьезной нехватке оборотных средств, доходящей до периодически возникающих кассовых разрывов. Компания накопила огромную дебиторскую задолженность, (1,3 млрд рублей на конец 2018 года при общей валюте баланса менее 1,7 млрд рублей) и финансово очень зависит от платежей заказчиков. Долги компании сопоставимы с суммой долгов перед ней (кредиторка составляла те же 1,3 млрд рублей на конец 2018 года). Поэтому банкротство одного или нескольких крупных должников вызовет разрыв цепочки платежей и фактически поставит компанию в крайне сложное финансовое положение. Ей придется привлекать кредиты для погашения задолженности и финансирования текущей деятельности», – прокомментировал ситуацию аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев.

Кроме того, ФНС приняла 5 решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в нескольких банках (ВТБ, Сбербанк, «Промсвязьбанк» и другие). По мнению аналитиков, это говорит, что компания накопила долги по налогам и платежам в бюджет. В итоге возникают риски невозможности проводить платежи для расчетов с контрагентами и финансирования проектов. Поступающие средства будут идти в погашение долгов перед налоговой.

Алексей Калачев подчеркнул, что складывающаяся ситуация чревата тем, что кто-то из контрагентов может подать в суд и инициировать процедуру банкротства компании. Так, например, в арбитраж уже поступил иск от новоуренгойского ЧОП «Барс-Лидер» с требованием о взыскании задолженности в 4,4 млн рублей. Ранее с аналогичными требованиями обращались ООО «Магистраль», АО «Сузун», ООО «Центр квантовой медицины №1» и другие организации. Собеседники «Правды УрФО» в случае банкротства предприятия усматривают и социальные риски – «не только задержку зарплат работникам, но и высвобождение нескольких сотен сотрудников».

В целом аналитики указывают на сложное положение нефтегазосервисных компаний в настоящее время. Ранее об этом подробно рассказывало агентство.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: stroytehnika.su

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни