В пояснительной записке говорится о корректировке федерального законодательства, и, как следствие, необходимости местного законотворчества.
Фото: nikitinskiy.com
Между тем до перехода Курганской области на новую схему обращения с ТКО остается чуть более полутора месяцев. С 1 января 2020 года в Зауралье должна начаться отсроченная так называемая «мусорная реформа». Однако представители экологического сообщества указывают на неготовность региона к реализации проекта.
Так, например, на одном из ключевых объектов, включенных в территориальную схему, прокуратура выявила санитарно-эпидемиологические нарушения, которые создают прямую угрозу для здоровья населения. На Варгашинском полигоне надзор установил отсутствие необходимого технического оборудования для обработки выезжающих грузовых автомобилей и для сдерживания легких фракций мусора при разгрузке. По данным надзорного органа, ООО «Варгашинский полигон», управляющее объектом, не проводит лабораторный контроль над составом поступающих отходов, поскольку специальная лабораторная служба в организации отсутствует.
В Департаменте природных ресурсов, отвечающем за реализацию экологической реформы в регионе, информацией о данной ситуации не владеют. «Это сфера не наших полномочий, не Департамента природных ресурсов. Это объект не нашего надзора, а федерального, и какие проверки там проходят я, честно говоря, не знаю. Данный объект находится в территориальной схеме, тариф они защищают, а если там что-то не соответствует, наверное, это все устранимо», – заявил начальник отдела по обращению с отходами Анатолий Булатов.
Главная проблема, связанная с Варгашинским полигоном, по мнению Сергея Завьялова, в том, что он находится в границе муниципального образования. По действующему законодательству такие полигоны не могут быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Однако Варгашинский полигон в этот реестр включен.
«Он по всем правилам, нормам и стандартам не подходит для размещения отходов. Он опасен. Полигон включен в терсхему, и если на него продолжать завозить объемы, мы получим примерно то же самое, что было в Подмосковье. Когда в 200 метрах от жилых домов у нас разрастется свалка, которая будет буквально вонять, тогда люди выйдут на митинги. Безусловно, это не только запах, но и санитарные нарушения, которые будут влиять на здоровье людей. Шуховский полигон – самый крупный в Курганской области, и у него тоже много проблем: нет санитарной зоны, нет проекта. Это списывается на то, что он был организован до того, как возникли требования. Но других полигонов в Курганской области нет», – уточнил Завьялов.
По мнению экологов, для нормальной рабочей ситуации в регионе в каждом районе Курганской области нужно создать небольшой мусоросортировочный комплекс, который стоит примерно 3-5 млн рублей. Таким образом, затраты будут существенно меньше, чем 1,5 млрд рублей, которые планируется направить на создание такого объекта на Шуховском полигоне. Ранее экологические эксперты выступали с предложениями вывозить из районов отсортированное вторсырье, которое в дальнейшем перерабатывать в гранулы, производить из него трубы и плитку и продавать. За счет повышения стоимости вторсырья снижается стоимость платы за вывоз мусора. В департаменте эти предложения были отвергнуты.
Претензии по подготовке к переходу на новую систему обращения с ТКО продолжают поступать со стороны Минприроды РФ. Специалисты федерального ведомства выражают острую неуверенность в готовности Курганской области к проведению экологической реформы и усматривают существенные риски срыва федерального проекта. Анализ ситуации в Зауралье привел федеральных экспертов к выводам о затягивании сроков «дорожных карт», что угрожает началу полноценной работы регионального оператора.
Более того, общественный совет при Минприроды России включил Курганскую область в список субъектов РФ, которые не смогли своевременно выполнить федеральные требования о проведении экологической реформы. Между тем в правительстве региона не считают, что у федеральных коллег есть нарекания к работе курганских чиновников, а ситуацию в областном Департаменте природных ресурсов считают контролируемой.
«На самом деле у нас все идет в рабочем порядке. По последней информации Курганская область не озвучивалась. Где работающие регоператоры, у них уже есть проблемы, в ряде областей, 16 регионов называл министр. Соответственно, нашего субъекта там нет. У нас все в рабочем порядке идет», – заявил Анатолий Булатов.
«Работа проводится, но пока я не готов сказать, что сделано, потому что есть некоторое нюансы. Сейчас готовится конкурсная документация, и будут проводиться торги на сбор и транспортировку отходов. К концу ноября должна появиться полная информация», – уточнил директор ООО «Чистый город» Владимир Пестриков.
Фото: Александр Кряжев, «РИА Новости»
Вместе с тем аналитики прогнозируют высокий уровень тарифов: для Кургана предельный тариф может составить 87 рублей, для Шадринска и сельских территорий – 63. Учитывая, что губернатор анонсировал стоимость услуг в 50-60 рублей, есть риски возникновения конфликтов между региональными властями, избегающими репутационных потерь, и регоператором, вынужденным работать в «коммерчески невыгодном регионе». А это чревато скорым банкротством оператора. Более того, в тарифы не включена инвестиционная составляющая, то есть дополнительных вложений в развитие инфраструктуры не предусмотрено.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий в Курганской области.
Фото превью: osnmedia.ru