В большей части Екатеринбурга жить нельзя. Загрязненная атмосфера и шум выдавливают покупателей недвижимости из города

Эксперты оценили перспективы создания жилья в разных районах

Экослужбы, застройщики и риэлторы Екатеринбурга ожидают масштабной перестройки спроса на жилье и смещения запросов населения в сторону экологически чистых районов. Интерес к покупке жилья в таких территориях, в частности, подстегивает растущий уровень выбросов – за минувший год их количество в атмосфере региона увеличилось примерно на 20%. Учитывая негативные экологические тенденции, застройщики пытаются подобрать площадки для создания новых районов. Они должны отвечать не только требованиям экологичности, защищенности от шума, но и давать возможности для создания социальной инфраструктуры, приближенной к транспортным артериям. Хотя под эти критерии подходит лишь узкая группа пригодных для комплексной застройки территорий, которые уже частично осваиваются. В условиях изменения схем финансирования строительства перспективные земли станут одним из конкурентных качеств девелоперских проектов, а застройщики, не попавшие в тренд, окажутся под дополнительным давлением. Пока же эксперты делятся цифрами уровня выбросов и шума, экологи напрямую говорят, где в Екатеринбурге проживать вообще небезопасно.

Представители риэлторских компаний указывают на закрепившийся на уральском рынке тренд на выбор жилья в экологически чистых районах. В течение последних 5 лет спрос на него сохраняется, например, в Екатеринбурге на высоком уровне.

«Тренд на загородную недвижимость связан с желанием развития индивидуального жилого строительства и покупки жилья в коттеджных поселках и новых районах города. Клиенты, рассматривающие новые районы, помимо стоимости, обращают внимание на наличие зеленых зон, парков, возможность в них заниматься спортом. В то же время обращают внимание на транспортную доступность и возможность в короткий срок добраться до центра города», – рассказали «Правде УрФО» в агентстве недвижимости «Этажи».

ЖК Сочи в Екатеринбурге

Фото: realty.yandex.ru

С учетом роста экологических рисков застройщики оценивают наиболее благоприятные территории Екатеринбурга для комплексной застройки. Длительное время с начала строительного бума в 2004 году Екатеринбурге основным критерием при выборе жилья являлась его цена. Однако сегодня покупатель более требователен, и кроме качества строительства и престижного местоположения, его волнуют вопросы удобного трафика до рабочего места и экологии, отмечают в строительных компаниях.

С учетом различных факторов застройщики анализируют рынок и выявляют наиболее благоприятные места для возведения нового жилья, сочетающие возможности создания экологичного и одновременно современного комфортного жилья.

На сегодняшний день плотность населения в Екатеринбурге (2900 чел/км2), что значительно выше, чем в соседних субъектах федерального округа – Тюмени (1129 чел/км2) и Челябинске (2393 чел/км2). Екатеринбург – самый компактный миллионник среди городов России, имеет форму круга, находится в котловине с перепадом высот от 30 до 40 метров. Ссылаясь на отчеты экологов, «в самой нижней точке, например, в пойме реки Исеть, самая экологически неблагоприятная обстановка, поскольку скопление выхлопных газов происходит в самой низине». Тем не менее, такие территории успешно застраиваются, престижность места выигрывает у экологии.

Наиболее высокие точки, такие, как район Дворца молодежи, Московской горки, Каменных палаток, Зеленой Рощи, менее подвержены воздействию скопления выхлопных газов, рост выбросов которых фиксируется с увеличением числа автотранспорта.

«Рост благосостояния жителей нашей области влияет на увеличение количества личных автомобилей. Также растет число общественного и грузового транспорта. Как следствие выбросы загрязняющих веществ в воздух от автотранспорта в целом по области в 2018 году выросли почти на 20%. И это та проблема, которая уже сейчас требует комплексного подхода», – отметил министр экологии и природных ресурсов Свердловской области Алексей Кузнецов.

В правительстве Свердловской области поставлена задача сократить объем выбросов в атмосферу на 18,5% к 2024 году. Значительная доля их в настоящее время приходится на Екатеринбург. Только от автотранспорта в городе-миллионнике в 2018 году в воздух попало 194,5 тыс. тонн различных вредных веществ, что составляет 88% от общего количества выбросов в городе. Наибольший вклад в загрязнение атмосферы города вносят формальдегид, бензопирен, диоксид азота, взвешенные вещества и аммиак.

Максимальную токсическую нагрузку, по данным администрации Екатеринбурга, испытывают жители Ленинского, Верх-Исетского, Железнодорожного районов. При этом генплан развития Екатеринбурга предусматривает застройку и развитие центра города на запад – к Верх-Исетскому пруду, что в перспективе только увеличит уровень выбросов на территории ВИЗа. Пока же юг и юго-запад города застраиваются более активно – 60-70% новостроек приходится на эти территории. Следовательно, в связи с дисбалансом в развитии города возникает особенно остро проблема трафика, что также дополнительно усиливает воздействие неблагоприятной среды с учетом выбросов.

Карта экологической обстановки Екатеринбурга

Свой вклад в состояние атмосферного воздуха вносят и выбросы промпредприятий. В Екатеринбурге преобладают западные и северо-западные ветра. Таким образом, выбросы вредных веществ с предприятий переносятся с запада, где находятся, например, «ВИЗ-Сталь», в центр города и задевают территории Ленинского, Кировского и Железнодорожного районов. Негативное влияние оказывает и расположенный на юго-западе полигон ТБО.

«Учитывая, что большую часть составляют выбросы автотранспорта, страдают территории запада, юго-запада города, Ленинского района. Большая часть негативных веществ скапливается с подветренной стороны», – рассказали «Правде УрФО» в Уральском управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В некоторой степени позволяют снизить негативное воздействие транспорта и промпредприятий зеленые зоны в различных районах. Так, с востока и северо-востока город защищают Шарташский и Калиновский лесопарки, с юга и юго-востока – Уктусский лесопарк и лесопарк им. Лесоводов России, с северо-запада – Шувакишский лесопарк, с юго-запада, – соответственно, Юго-Западный. Наиболее массивные лесные зоны в городе расположены в Чкаловском и Октябрьском районах.

Важным фактором при строительстве в уральском регионе является грунтовая обстановка. В частности, застройка на богатых торфом почвах, несущих не только риски периодических возгораний, но и дополнительные затраты на проведение замещения грунтов, что в конечном итоге повышает стоимость жилья в таких районах.

«Строительство на богатых торфом почвах стоит вести только при рациональном использовании ресурсов. В Екатеринбурге очень много примеров, когда застраиваются богатые торфом участки. Почти вся Широкая речка находится на такой территории. Карасьеозерский расположен на бывшем участке торфодобывающего предприятия. Строители знают, что там слабые грунты, и вынуждены использовать соответствующие технологии при работе», – отмечает декан инженерно-экономического факультета УГГУ Николай Гревцев.

К районам с торфяниками также можно отнести Новокольцовский, отмечают застройщики.

Значимым фактором при выборе участка под комплексную застройку является и расположение аэропорта Кольцово. Исторически сложилось, что международный аэропорт расположен в черте города. Объем перевозок за последние 10 лет вырос более, чем в три раза. Соответственно, это также является ограничивающим фактором при выборе площадки под строительство.

«В непосредственной близости от аэропорта расположены поселок Кольцово, где, по результатам исследований, уровни шума от авиатранспорта не превышают ПДУ. Под маршрутами взлета и захода на посадку расположены жилой район Химмаш – его южная часть – с числом проживающих 5000 человек, и поселок Нижне-Исетский – там число жителей, подверженных шумовому воздействию авиатранспорта, составляет 2600 человек. Маршруты взлета ряда авиарейсов проходят над районами Уктус и Вторчермет. В непосредственной близости от маршрутов взлета и посадки расположены поселки Рудный и Шабры», – сообщили «Правде УрФО» в администрации Екатеринбурга.

Посадочные полосы расположены с запада на восток, соответственно, весь поток самолетов, взлетающих и садящихся с западной части аэропорта, приходится на южную часть города, часть Чкаловского, Юго-Западный районы.

Зона взлета-посадки авиасудов Кольцово

Фото: img-fotki.yandex.ru

Также новым критерием при выборе участка расположения жилья является удаленность от места работы. Многие современные районы были запущены в освоение без учета этого фактора. В среднем путь от «Солнечного» до центральных улиц города занимает порядка 40 минут при отсутствии пробок, а из «Академического» выехать в часы пик проблематично, «хотя это уже самодостаточный город со всей инфраструктурой».

Таким образом, отмечают застройщики, количество экологически благоприятных и комфортных для строительства жилья территорий в Екатеринбурге существенно ограничено. К их числу относится, например, район северной части озера Шарташ, северо-восточная часть Октябрьского района, район Новой Сортировки и часть района ВИЗ-Правобережный.

«Правда УрФО» следит за экологической ситуацией на Среднем Урале.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни