Чиновники ХМАО и ЯНАО экономят на безопасности детей. Рынок пассажирских перевозок передали торговцам продовольствием

Связь с отдаленными районами городов обеспечивают по остаточному принципу

С началом нового учебного года и приближением холодного периода жители ХМАО и ЯНАО вновь вывели на первый план проблему транспортной доступности и безопасности. В первую очередь она касается сообщения городов с отдаленными районами, зачастую находящимися на расстоянии десятков километров от центра. Традиционными точками напряжения в этом контексте не первый год являются Мегион и Новый Уренгой. Пассажиры, среди которых всегда много несовершеннолетних, ежегодно сталкиваются с рисками ДТП и выхода из строя техники, включая ее возгорания и задымление во время движения. В ответ чиновники либо ссылаются на хроническое отсутствие средств, либо отделываются обещаниями «исправить ситуацию в ближайшее время» на фоне пикетов, как уже случалось в Новом Уренгое. Впрочем, ни акции протеста, ни призывы окружных властей, ни формальные проверки надзорных органов так и не подтолкнули управленцев к реальным мерам помощи населению. Мэрии продолжают отдавать обслуживание маршрутов сомнительным перевозчикам, а население готовится вновь выйти на улицы.

В муниципалитетах северных регионов УрФО – ХМАО и ЯНАО – с началом учебного года и приближением зимнего периода вновь обострилась проблема качества транспортного обслуживания на пассажирских маршрутах. Эпицентрами недовольства стали Мегион и Новый Уренгой.

Фото: dr-corner.livejournal.com

По словам собеседников издания, несоответствующие нормативам транспортные средства, забитые «под завязку» пассажирами, среди которых много школьников, курсируют по дорогам не первый год. На ситуацию не повлияла даже получившая федеральный резонанс трагедия, произошедшая 4 декабря 2016 года на трассе Тюмень – Ханты-Мансийск. Тогда в ДТП погибло 12 человек, в том числе 10 детей. Чиновники, включая губернатора ХМАО Наталью Комарову, неоднократно заявляли о «жестких выводах», «детальных проверках» и отчитывались о принятых мерах, но, по словам жителей, кардинальным образом положение не изменилось. Особенно в Мегионе.

«Самое печальное, что в рамках этого муниципального маршрута перевозят детей. Поселок Высокий вытянут вдоль дороги, и школьников развозят. Это в рамках муниципального контракта делается. Снимают машины с основного маршрута между Мегионом и Высоким. Первые дни, как началась учеба, жалобы пошли немедленно. Автобусы старые, ветхие, их не хватает. В прошлом году жаловались в местную прокуратуру, та переадресовала в администрацию, а в мэрии ответили, что все нормально. На этом и закончилось. Хотя нет, перевозки стали даже хуже. Муниципалитет ссылается на нехватку средств, но почему глава Олег Дейнека не поднимает эти вопросы в округе, неизвестно», – рассказывают жители Югры.

Впрочем, и губернатор, как указывают жители, «видимо, забыла о существовании Высокого, здесь ее не видели лет пять».

При этом собеседники издания отмечают, что маршрут, связывающий Высокий, входящий в городской округ, и сам Мегион (расстояние между ними порядка 18 километров) проходит по трассе федерального значения Сургут – Нижневартовск. Поломки автобусов фиксируются здесь регулярно, горожане сообщают о возгораниях и задымлениях во время поездок, а также случаях, когда пассажирам приходилось самим толкать заглохшую технику по обочине автодороги. Между тем движение на трассе оживленное, постоянно курсирует технологический транспорт, что в свете упомянутой трагедии создает дополнительные риски.

Существующую проблему вынуждены признавать даже сами чиновники. Собеседник агентства в мэрии объясняет низкий уровень качества пассажирских перевозок «финансированием по остаточному признаку» и сроками контрактов.

«Могу привести в пример города, где власти смогли наладить сообщение между центром и отдаленными районами, да и в целом внутри муниципалитетов. Это и Тюмень, и Ишим, и Лангепас. Контракты заключаются на большой срок, года на три, заходят серьезные перевозчики с солидным автопарком и ремонтной базой. У нас все по остаточному признаку, разыгрывают аукционы на полгода. Кто на такое пойдет? Плюс 44-ФЗ, кто меньше предложит, тот и работает. И появляются непонятные перевозчики, собирающие автобусы чуть не со всей страны. Каких только номеров там нет. И техническое состояние просто ужасное, перевозчик не в состоянии обеспечить безопасность, учета средств нет, хамство, жалобы людей. А впереди зима», – рассказал в приватной беседе управленец.

В итоге полугодичные муниципальные контракты в последние годы получает ИП Роман Гурьев, чьим основным видом деятельности, судя по сведениям ЕГРЮЛ, является «розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия». Лицензия на пассажирские перевозки у предпринимателя, впрочем, также есть.

Контракты, которые заключает Роман Гурьев с МКУ «Капитальное строительство» (100-процентный актив администрации Мегиона), не превышают 4,6 млн рублей. Последний из них датирован 24 июня. Предыдущий, от 24 декабря 2018 года, заключен на сумму чуть более 3,7 млн. Для сравнения, на обеспечение производства и распространение информации о деятельности органов местного самоуправления и иной социально значимой информации на территории ГО Мегион в текущем году из бюджета выделят, судя по документам, более 16,2 млн рублей.

Издание рассчитывало получить комментарии представителей МКУ и администрации города о причинах скудного финансирования перевозок и непривлекательных для подрядчиков сроках контрактов, однако в приемной казенного учреждения сообщили, что его директор Дмитрий Лысогор накануне уволился. Не ответил на звонок и замдиректора – начальник отдела дорожной инфраструктуры и транспорта МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Денис Ненашев.

Ничуть не лучше складывается ситуация и в Новом Уренгое, где в конце прошлого года жители микрорайонов Коротчаево и Лимбяяха, находящихся на расстоянии более 70 километров от центра, проводили одиночные пикеты. Горожане требовали нормализации сообщения и выпуска на линию дополнительных автобусов. В июле жители вновь заявили о катастрофическом состоянии техники, указывая, что ее поломки, особенно в зимний период, могут привести к непредсказуемым последствиям в условиях Крайнего Севера. Власти города, столкнувшись с протестами, поспешили пообещать приобретение новых комфортабельных автобусов.

Депутат Заксобрания ЯНАО Иван Вершинин, еще в прошлом году поднимавший проблему транспортного сообщения Нового Уренгоя с отдаленными микрорайонами, отметил, что положительной динамики решения вопроса пока нет.

«Ничего вразумительного я не услышал. Обзвонил руководителей Коротчаево и Лимбяяхи. Однозначного понимания нет. Кто-то говорит, что ждут новых автобусов, кто-то – что нет. Сделаю в ближайшее время официальный депутатский запрос. Насколько мне известно, в Новом Уренгое ждут 10 новых автобусов, но каким образом их распределят, неизвестно. Будут ли они курсировать только по городу, или какие-либо направят на Коротчаево и Лимбяяху. Буду добиваться этого, поскольку поломка автобуса на полпути туда – это серьезно. Губернатор Дмитрий Артюхов призывал, что не нужно экономить на нуждах населения отдаленных районов, и я с ним согласен», – рассказал изданию Иван Вершинин.

Депутат также сообщил, что обязательно поднимет вопрос на ближайшем заседании Заксобрания, где будет рассматриваться тема транспорта. Впрочем, по всей вероятности, скорого решения острой для жителей микрорайонов Нового Уренгоя проблемы ждать не приходится. Это следует из беседы издания с представителем управленческого аппарата мэрии.

«В этом году на 13-м маршруте между Новым Уренгоем и Коротчаево с Лимбяяхой точно новых автобусов не будет. На следующий планируем. Но, оговорюсь, опять-таки все будет зависеть от финансирования. От суммы, которую выделят из муниципального и окружного бюджетов», – сообщил чиновник.

Добавим, обслуживанием этого направления в Новом Уренгое занимается Муниципальное унитарное предприятие автомобильного транспорта (МУПАТ), подконтрольное городской администрации. На протяжении 2018-2019 годов МУП получил несколько контрактов на организации транспортных услуг по перевозке детей в общеобразовательные и дошкольные учреждения из районов Коротчаево и Лимбяяха. Суммы их невелики – от 2 до 7 с небольшим миллионов рублей, при этом статус некоторых контрактов обозначен как «исполнение прекращено». С этого года ряд аналогичных контрактов на схожие суммы получило также ООО «Русское», зарегистрированное в Сургуте.

Издание рассчитывало узнать позицию руководства МУПАТ относительно жалоб населения на критическое состояние автобусов на протяженных маршрутах и недостаток машин на линии, однако ни руководитель предприятия Владимир Павлюк, ни главный инженер Иван Думенко на звонки не ответили.

Тем временем жители Коротчаево в беседе с изданием проинформировали, что готовы к дальнейшим акциям протеста, в случае если, несмотря на данные ранее обещания, чиновники во главе с мэром Нового Уренгоя Иваном Костогризом продолжат игнорировать требования о нормализации транспортного сообщения. «Если опять озвучат не подкрепленные ничем планы вскоре решить вопрос, получат и протесты, и письма во все органы и инстанции. Ждем, когда случится непоправимое из-за состояния общественного транспорта?» – говорят активисты.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: fotobus.msk.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни