«До момента создания мусоросортировочных комплексов переход на раздельное накопление на контейнерных площадках позволяет сократить потоки отходов на полигоны. После ввода в эксплуатацию объектов обработки задача по извлечению полезной фракции из ТКО будет решаться на автоматизированных мусоросортировочных комплексах, а также путем раздельного накопления ТКО на контейнерных площадках, в тех муниципальных образованиях, где сортировка отходов будет обеспечиваться на небольших мусоросортировочных линиях», – заявил изданию замминистра энергетики и ЖКХ Егор Свалов.
Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов
Фото: znak.com
Согласно территориальной схеме размещения отходов, автоматизированные мусоросортировочные комплексы будут созданы в крупных населенных пунктах с направлением отходов от близлежащих муниципальных образований. Их планируется построить в Красноуфимске, Нижнем Тагиле, Первоуральске и Краснотурьинске. По прогнозу Министерства энергетики и ЖКХ, самый крупный – мощностью 700 тыс. тонн – построят в Екатеринбурге по концессионному соглашению.
Как уточнил замминистра, в соответствии с порядком накопления ТКО, приоритетным способом разделения отходов на фракции является дуальная (двухконтейнерная) система. По ней планируется разделять ТКО на пищевые и непищевые фракции с целью повышения эффективности обработки на мусоросортировочных комплексах. Введение дуальной системы накопления ТКО в некоторых муниципальных образованиях планируется осуществлять уже с 2020 года.
Решение об оборудовании площадки контейнерами для раздельного накопления отдельных видов отходов принимается по согласованию с региональным оператором по обращению с ТКО, с которым заключен договор на оказание услуг.
В пресс-службе регоператора по восточному АПО ЕМУП «Спецавтобаза» «Правде УрФО» сообщили, что в адрес организации уже поступают заявки от управляющих компаний.
«ЕМУП «Спецавтобаза» являлось одним из участников городской программы дуального сбора в Екатеринбурге. Старт проекту был дан в конце 2011 года, когда начал работу мусоросортировочный комплекс «Широкореченский». На площадках устанавливались контейнеры двух цветов: отходы из оранжевых отправлялись на сортировку и дальнейшую переработку, а пищевые отходы ? из зеленого бака ? вывозились сразу же на полигон «Северный» на захоронение. Вывоз, соответственно, осуществлялся двумя спецмашинами, каждой по своему графику. Перед этим, в 2008 году, эксперимент по раздельному сбору при организации ЕМУП «Спецавтобаза» проводился и в Кировском районе, там было установлено около 300 специальных оранжевых контейнеров для сбора вторичного сырья, с жителями проводилась необходимая информационная работа», – рассказал представитель «Спецавтобазы».
Как отмечают эксперты, переход на дуальный сбор в ряде случаев позволит снизить плату потребителей за вывоз мусора. Дело в том, что регоператор будет компенсировать им стоимость вторсырья в тарифе. Такой способ позволяет учитывать фактические объемы образованных потребителями отходов за вычетом объемов, сданных на переработку.
Исходя из практики регоператора, при соблюдении определенных условий это может привести к снижению платы за обращение с ТКО. Опыт домов, которые перешли на фактические расчеты, показывает, что экономия может составить до 30% за счет выделения вторичного сырья.
Так или иначе, пока раздельный сбор мусора в регионе происходит только по инициативе отдельных граждан, несмотря на содействие как со стороны регоператора, так и со стороны региональных властей. Основной причиной такого положения дел эксперты называют отсутствие четкой и строгой нормативно-правовой базы и необходимость крупных вложений.
Как рассказал «Правде УрФО» министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов, основной проблемой внедрения дуального сбора является отсутствие финансирования. «Для такой системы нужны особые контейнеры, установка которых входит в муниципальные полномочия. В бюджетах городов таких средств нет», – объяснил министр.
Отметим, сейчас многие субъекты РФ рассматривают возможность дуального сбора ТКО. Так, например, по словам руководителя ООО «Тюменское экологическое объединение» (регоператор на территории Тюменской области) Константина Фрумкина, в регионе также ведутся расчеты на предмет раздельного сбора.
Фото: newdaynews.ru
По словам представителя ассоциации «Чистая страна», законодательство предусматривает возможность внедрения раздельного сбора по решению региональных органов власти, но есть ряд объективных факторов, которые замедляют этот процесс.
«В первую очередь это серьезные расходы. Нужно приобрести дополнительные мусоровозы, так как они не могут одномоментно забрать разные виды отходов, и увеличить количество рейсов. Для сведения: один автомобиль стоит 16 млн рублей. Во-вторых, необходимо приобрести достаточное число контейнеров (один стоит в среднем 10 тысяч рублей), чтобы набрать объем, который возьмет переработчик. В один евроконтейнер вмещается всего около 20 кг пластика стоимостью чуть более двухсот рублей, однако чаще всего удается выбрать только 70-80% чистого сырья, пригодного для дальнейшей переработки», – рассказал «Правде УрФО» представитель «Чистой страны».
Эксперт подчеркнул, что также возникают сложности и с реализацией. Далеко не всегда по соседству с зоной деятельности регоператора есть перерабатывающее предприятие, а везти за сотни километров невыгодно с точки зрения экономики.
«Так что распространенное представление о доходах регоператоров, которые они могут получить от продажи при РСО, сильно преувеличено», – отметил представитель «Чистой страны».
Вместе с тем, по его словам, необходимо внести комплексные изменения в действующие санитарные нормы и правила. Например, предусмотреть возможность вывоза раздельно собранных отходов по мере их накопления и исключить требование ежедневного вывоза. Не стоит забывать и о разъяснительной, просветительской работе. Сегодня у многих не хватает навыков и знаний о том, как правильно сортировать отходы.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Фото превью: ugorizont.ru