УВЗ ушел от судов и штрафов за счет бракованных деталей. Вернуть 700 миллионов активу «Ростеха» вряд ли удастся

«Алтайвагон» требований по возмещению многомиллионных убытков пока не предъявлял

Суды двух инстанций признали правомерными действия НПК «Уралвагонзавод», который запретил ООО «Уником-Сервис» отгружать комплектующие для вагонов своему конкуренту – «Алтайвагону». Последний из-за перебоев с запчастями лишился контракта на 8 млрд рублей, после чего направил жалобу в ФАС с требованием о защите конкуренции. ФАС поддержала алтайцев, но УВЗ смог доказать, что его требования были законными, так как завод являлся разработчиком деталей и прописал свои права в лицензионном соглашении с производителем. В случае вступления решения суда в законную силу оно освободит структуру «Ростеха» от попыток конкурентов переложить на них свои многомиллионные убытки. Однако не так радужно обстоят дела с долгами перед самим УВЗ. Хоть суд и встал на сторону предприятия в споре за 700 млн рублей, эксперты сомневаются, что оборонщику удастся получить все эти деньги с банкротящегося МУП «Горэнерго» (Нижний Тагил). Сколько-нибудь ликвидное имущество коммунальщиков около года не могли продать с аукциона. В июне его передали муниципалитету. Сейчас у тепловиков остались лишь долги УК и жителей за поставленное тепло.

Федеральная антимонопольная служба совместно с АО «Алтайвагон» подала кассационную жалобу на решение московского арбитража, который не нашел в действиях АО НПК «Уралвагонзавод» (входит в ГК «Ростех») нарушений закона «О защите конкуренции».

Алтайвагон

Фото: le22.ru

Конфликт между двумя производителями инновационных вагонов и их поставщиком произошел еще в 2016 году. ООО «Уником-Сервис» из Первоуральска по лицензионному соглашению с УВЗ занимается выпуском вставки адаптера, накладки износостойкой и упругого элемента триангеля, необходимых для производства вагонной тележки, которую берут за основу для производства вагонов несколько российских производителей. Однако в соглашении с «Уником-Сервисом» УВЗ прописал его обязательства по согласованию с разработчиком запчастей возможности их отгрузки покупателям, не связанным с корпорацией. В 2016 году «Алтайвагон» запросил поставку крупной партии комплектующих, но после консультации с УВЗ поставщик отказался их продавать.

Напомним, «Алтайвагон» подписал контракт на поставку крупной партии вагонов для «Сибирской угольной энергетической компании» (СУЭК). За 2017 год подрядчик должен был поставить 3 тысячи вагонов почти за 8 млрд рублей, но из-за отсутствия ряда деталей сроки поставок были сорваны, а позже СУЭК полностью разорвала договор. Угольной компании в июне текущего года удалось взыскать с подрядчика неустойку за сорванный заказ в размере 153 млн рублей.

Ранее представители «Алтайвагона» неоднократно заявляли, что планируют взыскать с УВЗ свои убытки, понесенные на выплату неустойки за сорванный контракт, именно для этого в 2018 году и была подана жалоба в ФАС. Антимонопольщики тогда подтвердили, что «Уралвагонзавод» незаконно воспрепятствовал отгрузке запчастей, нарушив право на свободную конкуренцию. Однако, рассмотрев жалобу нижнетагильских вагоностроителей, арбитражный суд решил, что ограничения были обоснованными, потому что лицензионные права УВЗ были прописаны в контракте с «Уником-Сервисом».

В судебном процессе доказано, что отказ на отгрузку был лишь однократным. В последующем часть производимой «Уникомом» продукции была отозвана «Уралвагонзаводом» для авторского контроля, так как контролеры выявили серию браков, из-за которых, в том числе, зафиксированы неисправности и на грузовых вагонах «Алтайвагона». Кроме того, в суде установлено, что представители ФАС не провели анализ рынка, обвинив уральских промышленников в сговоре. Как оказалось, похожие запчасти в 2016-2017 годах в России производило также ОАО «Ижевский завод пластмасс», причем и эта компания через своих дистрибьюторов продавала партии запчастей «Алтайвагону». Несмотря на это, конкурентам УВЗ не хватило времени и запчастей для сборки нужного угольной компании объема инновационного подвижного состава грузоподъемностью в 25 тонн.

В пресс-службе НПК «Правде УрФО» заявили, что до текущего момента никаких имущественных требований со стороны «Алтайвагона», который настаивает на нарушении своих прав, к ним не поступало.

Далеко не всегда выигранные в суде иски обозначают для УВЗ разрешение финансовых конфликтов. Так, 17 июля Арбитражный суд Свердловской области подвел итог в затяжном судебном разбирательстве между заводом и нижнетагильским МУП «Горэнерго». Первоначально поставщик теплоресурсов для Дзержинского района требовал с МУПа более 820 млн рублей задолженности за часть 2017-го и 2018-го годов. Позже заседания неоднократно переносились, так как стороны не могли завершить сверку документов по отпущенному теплу и обозначить окончательный размер задолженности. На тот момент УВЗ уже являлся основным кредитором «Горэнерго» в рамках процедуры банкротства.

Эксперты не раз указывали на трудности из-за отсутствия счетчиков отпускаемых энергоресурсов. Установить их на самом танкостроительном заводе было невозможно из-за особого режима. На границе предприятия и городских сетей этого делать также не стали из-за трудности доступа к трубам, которые проходят на высоте. В итоге за две недели до финального процесса юристы УВЗ увеличили сумму задолженности до 900 млн рублей, а за день до заседания ходатайствовали об уточнении требований, снизив их до 705 млн рублей. С чем были связаны эти действия, узнать не удалось.

В пресс-службе структуры «Ростеха» «Правде УрФО» заявили, что пока оглашена только резолютивная часть о взыскании с НТ МУП «Горэнерго» 700 млн рублей. «Если апелляционная жалоба со стороны ответчика в течение месяца не поступит, «Уралвагонзаводом» будет инициировано получение исполнительного листа для взыскания задолженности в принудительном порядке», – подчеркнули в компании.

Между тем источники из сферы городского ЖКХ напоминают, что в настоящее время на балансе должника нет столь ценного имущества. Комплекс зданий, сооружений, котельных и инфраструктуры был передан муниципалитету для дальнейшей его передачи вновь созданному юридическому лицу, которое будет отвечать за подачу тепла жителям Нижнего Тагила. «Насколько мне известно, передача имущества муниципалитету – это тоже крайняя мера. У города просто не было выбора. Рассчитывали на приход концессионера, который бы выкупил имущество в рамках процедуры банкротства, но сделать это никто не решился», – говорит собеседник «Правды УрФО». По его данным, ценное имущество предприятия было выставлено на торги несколькими лотами. Самый крупный из них оценили в 1,12 млрд рублей. Позже цену снизили до миллиарда рублей, но ни один из претендентов на покупку не заявился на участие – несколько раз организаторы вынужденно признавали торги несостоявшимися.

Вагоны

Фото: «Ведомости»

На собрании кредиторов в июле текущего года конкурсный управляющий обозначил последнее ценное имущество, которое остается у МУПа, – дебиторская задолженность, накопленная вплоть до 31 мая 2019 года. В общей сложности речь идет о долгах потребителей в 1,32 млрд рублей. «Дебиторку планируют выставить на торги двумя лотами. Каждые пять дней цену на них будут уменьшать. Правда, в этой ситуации сложно говорить о ликвидности этого актива. Потребители даже по решению судов платят крайне неохотно. За последние пять лет размер задолженности перед МУПом вырос с 900 млн до 1,3 млрд рублей», – обрисовал ситуацию собеседник издания из коммунальной сферы Нижнего Тагила, отметив, что, как один из вариантов, УВЗ может попытаться вернуть деньги за счет горадминистрации, которой принадлежит банкротящееся Горэнерго.

«УВЗ как конкурсный кредитор НТ МУП «Горэнерго» не усматривает оснований для привлечения администрации города Нижний Тагил к субсидиарной ответственности по обязательствам МУПа», – прокомментировали данное предположение в УВЗ.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: «Коммерсантъ», Евгений Курсков

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни