По мнению наблюдателей, проблемы во взаимоотношениях жителей и управляющих организаций присутствуют во всех муниципалитетах, не исключая и столицу региона. В Салехарде наибольшее количество претензий адресуется к ООО «Единая городская управляющая компания» (ЕГУК), в чьем ведении, согласно данным сайта МинЖКХ, находится 323 дома.
Как указывают наблюдатели, компания регулярно оказывается в поле зрения надзорных органов. В прошлом году инспекции выявили нарушения в ходе 18 проверок, а за неполные полгода текущего – уже 13. В октябре устранение серьезных недостатков в содержании дома на улице Ленина началось только после прокурорской проверки. Кроме того, руководитель и организация были наказаны штрафом в 300 тыс. рублей.
Однако, как отмечают собеседники издания, ситуация не изменилась. В текущем году наметился рост выявленных нарушений при содержании жилфонда. Прокуратура вновь проводила выездную проверку после жалоб горожан на фактически брошенное коммунальщиками жилье. Регулярно вынужден реагировать на письма населения и Департамент Госжилнадзора ЯНАО. Среди нарушений, отраженных в материалах ревизий с начала текущего года – снежные заносы во дворах, накопление снега на козырьках подъездов, искривление пола и стен в подъездах, необеспечение ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии после выхода из строя, невыполнение ранее выданных предписаний.
Претензии надзорные органы предъявляют и к крупным коммунальным предприятиям Ноябрьска. Так, Госжилнадзор уличал АО «ВТВК» в нарушениях порядка перерасчета платы за коммунальные услуги, бездействии в отношении установки индивидуальных приборов учета поставки горячей и холодной воды, а также неоперативной уборке снега с придомовой территории.
Однако наиболее остро ситуация складывается, со слов наблюдателей, в крупнейшем городе ЯНАО – Новом Уренгое. Собеседники «Правды УрФО» в жилнадзоре отмечают, «даже с учетом всех объективных причин есть впечатление, что коммунальщики проверяют жителей на выживаемость или же объявили населению негласную войну». Лидерство в антирейтинге, по оценкам наблюдателей, стабильно удерживает АО «Уренгойжилсервис».
Предприятие, возглавляемое Алексеем Свинцовым, частично принадлежит департаменту имущественных отношений администрации Нового Уренгоя, а также нескольким физлицам. Исходя из материалов проверок надзорных органов, внеплановые ревизии в отношении УК как минимум несколько раз в месяц зачастую заканчиваясь выявлением нарушений. В 2018 году такой результат был зафиксирован по итогам 19 мероприятий, а за неполные 6 месяцев текущего – уже в 23 случаях. При этом претензии к УЖС предъявляли не только Госжилнадзор, но и Северо-Уральское Управление Ростехнадзора, МЧС и департамент городского хозяйства мэрии.
Спектр выявляемых нарушений весьма разнообразен – от угрозы пожарной безопасности жилых зданий и неисправных приборов учета потребляемых ресурсов до невыполнения перерасчетов и серьезных недостатков при содержании жилья.
Собеседники «Правды УрФО» в сфере управления жилфондом признают наличие серьезных проблем. Однако, как правило, коммунальщики ссылаются на отсутствие возможности удовлетворить все заявки граждан из-за нехватки финансовых резервов.
«Тема очень сложная. Зачастую представители управляющих организаций просто не могут устранить все нарушения, которые выявляют после жалоб граждан из-за отсутствия средств. Это происходит, главным образом, из-за неплатежей со стороны жильцов. Есть целые кварталы жилфонда, где эта проблема стоит наиболее остро. Там многие не платят. И бывает так, что из-за них страдают добросовестные плательщики», – обрисовал позицию коллег один из представителей коммунального сервиса.
Депутат Заксобрания ЯНАО Иван Вершинин не отрицает наличия сложностей у управляющих организаций, однако склонен считать, что проблема в целом носит многолетний характер. По словам собеседника «Правды УрФО», ему регулярно поступают обращения практически из всех муниципалитетов региона.
«Как депутат я постоянно сталкиваюсь с замкнутым кругом. Доходило до того, что и в Тазовском, и в Новом Уренгое я привозил на место жалоб руководителей управкомпаний. Мы вместе проходили по этим адресам. На вопросы, почему нет действенной реакции на жалобы, мне говорят, что «там очень высок процент неплательщиков, не на что ремонтировать». А жильцы этих домов показывают мне свои комнаты и говорят, а за что здесь платить? С нас берут за текущий ремонт, но по факту его никто не проводит», – описывает типовые ситуации парламентарий.
По словам Ивана Вершинина, во многих муниципалитетах администрации создают управляющие компании, либо же этим занимаются лица, близкие к мэриям. Такие УК затем получают новый и практически беспроблемный жилфонд, а в нагрузку к нему – дома практически в аварийном состоянии. В итоге такое распределение формирует у управляющих организаций отношение к старым домам «по остаточному принципу». Негатива к взаимоотношениям добавляют и нередкие жалобы на подделку результатов голосования собраний жильцов.
Парламентарий отмечает, что можно было бы дать больше рычагов надзорам для воздействия, прежде всего, на учредителей, но в этом сценарии есть риск получить обратный результат.
«Начнутся заявления о том, что кошмарят бизнес. Плюс и у самих граждан зачастую присутствует потребительское отношение. Надо вместе искать точку, в которой сойдутся интересы жителей, управляющих компаний, надзорных органов и властей, и определить функционал», – резюмирует парламентарий.
Оперативно получить комментарий представителей АО «УЖС» изданию не удалось. Руководитель предприятия, по словам сотрудников приемной, находился на совещании. Узнав предмет предстоящего диалога, коммунальщики пообещали сформулировать свою позицию позднее.
Так или иначе, заключают собеседники издания, нарастание негативных тенденций в автономном округе очевидно и требует вмешательства властей. «Впрочем, связи чиновников с коммунальным бизнесом оставляют мало шансов на кардинальные изменения, разве что в худшую сторону», – резюмирует собеседник в надзорном органе.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.