Более того, в области возникнут проблемы при проведении кадастровой оценки земли, а также не будут выполнены показатели целевой модели улучшения инвестклимата, за которыми пристально следит АСИ для исполнения поручений президента РФ.
И.о. губернатора Свердловской области Алексей Орлов
Фото: midural.ru
По информации Министерства инвестиций и развития региона, на текущий момент в едином Госреестре учтены данные по 60% земельных участков, 42% границ Свердловской области, а также чуть более 4% территориальных зон, предусмотренных правилами землепользования и застройки. Малый процент исполнения, по словам главы министерства Виктории Казаковой, дословно, «связан с низкой активностью муниципалитетов по проведению работ по кадастровой оценке и отсутствием достаточного количества финансовых ресурсов в местных бюджетах».
При этом, как подчеркивают в правительстве, если границы муниципальных образований и непосредственно региона планируется установить на 100% к концу 2019 года – соответствующие контракты уже заключены Министерством строительства, – то выполнение аналогичной работы в городах невозможно без активного участия местных мэров. На данный момент границы определены только по 680 населенным пунктам из 1865, что составляет 36%. По словам замгубернатора Сергея Зырянова, на софинансирование расходов местных бюджетов по этому направлению выделено 89 млн рублей. Однако в программу заявилось только 48 муниципалитетов.
Еще более сложная ситуация складывается с постановкой на государственный кадастровый учет границ территориальных зон. В правительстве поясняют, что конце 2018 года в ЕГРН были внесены сведения о границах 434 терзон из почти 18000 – это 2,5%. При этом уже к концу 2020 года показатель должен быть выполнен на 100%. В противном случае муниципалитеты не смогут выдавать предпринимателям разрешения на строительство. В текущем году ситуацию обещают исправить лишь частично – в Минстрой заявилось только 38 муниципалитетов в отношении 4000 зон.
«Некоторые главы до сих пор не предпринимают необходимые меры, оставляя все на последний год, однако велика вероятность, что эта работа займет намного больше времени», – подчеркивает Сергей Зырянов.
В частности, администрация Екатеринбурга ведет эту работу на протяжении 2 лет и только недавно внесла в Росреестр данные по 1500 участкам, которые ранее находились в нескольких зонах одновременно – новая редакция правил землепользования и застройки была принята в феврале этого года. Более того, как поясняют в правительстве, при внесении данных по терзонам столицы Урала выявилась масса случаев пересечения границ одних территориальных зон с участками другого зонирования, в том числе с землями частной собственности.
Источник в правительстве при этом отмечает, что по ряду муниципалитетов проблемы оказались вызваны слабым межведомственным взаимодействием. В частности, Нижний Тагил не может договориться с Рослесхозом.
«Еще давно Рослесхоз самостоятельно поставил на кадастровый учет участки в муниципалитете, причем туда вошли земли сельхозназначения и населенных пунктов. Границы были определены и участки обозначены как земли лесного фонда. После того, как муниципалитет уточнил границы населенных пунктов, выявились многочисленные факты наложения границ – по более чем 200 участкам. В итоге часть земель вообще оказалась как бы за границами городского округа. Эту ситуацию нужно отдельно разбирать с привлечением и областных, и федеральных структур», – описал ситуацию собеседник «Правды УрФО».
Проблему официально признают и в команде губернатора. Как подчеркивает Сергей Зырянов, работа осложняется низким качеством граддокументации. «Как только на местах начинают проверять то, что уже есть, видно, что границы с координатами не согласованы, происходит наложение зон и участков, фактически все приходится начинать по-новому», – отмечает чиновник.
Минстрой уже утвердил план для всех МО и рекомендовал всем главам сократить само количество территориальных зон. Примечательно, что в оценке расходных полномочий муниципалитетов Минфин заложил порядка 360 млн рублей на эти цели. Однако большая часть средств реализуется мэрами на другие цели. Как пояснил «Правде УрФО» Сергей Зырянов, главы зачастую используют финсредства по своему усмотрению. «Эти деньги заложены Минфином полностью на все земельные работы. Бывает, возникают какие-то срочные вещи – например, подготовить какие-то участки на продажу, и средства уходят на это. Хотя в целом, да, деньги есть», – подчеркнул чиновник.
От глав уже потребовали выполнять необходимую работу, в том числе за счет средств местных бюджетов. По оценке областных чиновников, в зависимости от конкретного муниципалитета, затраты могут составить от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Как правило, до 70-90% расходов покрывает региональный бюджет. Вместе с тем, как рассказал изданию глава администрации Красноуральска Дмитрий Кузьминых, порядок сумм на практике оказывается больше – в этом году муниципалитет направит на определение границ 2 млн из собственных средств, при том, что эта работа уже ведется на протяжении последних 3-4 лет.
Фото: oformi.su
В Росреестре в свою очередь подчеркивают, что с 2020 года стартует новая кадастровая оценка земли, и отсутствие сведений по муниципалитетам остановит эту работу. Прежде всего, нужны данные по территориальным зонам. Помимо этого, нет 60% информации о границах населенных пунктов, нет сведений об участках, где расположены объекты капитального строительства – отмечает и.о. руководителя Управления Росреестра по Свердловской области Юлия Иванова.
В правительстве тем временем напрямую говорят о том, что к 2021 году работа по зонированию завершена, скорее всего, не будет. Алексей Орлов сегодня потребовал «ликвидировать провал» уже в 2019 году, однако, судя по текущим заявкам муниципалитетов, план может быть выполнен лишь на 50%.
«Правда УрФО» будет следить за развитием ситуации.