Узнать суть обращения у самого Александра Лаврентьева не удалось. На звонки в приемную предприятия сотрудники отвечали, что руководителя нет на месте. Тем не менее, некоторые работники компании в приватном диалоге с изданием подтвердили, что «дела в последнее время идут несравнимо хуже, чем раньше».
Ситуация постепенно стала меняться после того, как мэром стал Иванов, рассказывают в горпарламенте. Ранее чиновник работал директором УТТ, являющегося основным акционером «Нефтедорстроя», и «ему стали доставаться практически все серьезные заказы по Ураю. Выручка «Дорожника» начала уменьшаться», – рассказывают в секторе дорстроя.
Таким образом, по предположениям собеседника агентства, у чиновников мог возникнуть собственный интерес к передаче муниципальных контрактов «Нефтедорстрою». Примечательно, что это предприятие отвечало, среди прочего, за уборку улиц города прошлой зимой, и ее работа вызывала массовые жалобы населения [1].
О недовольстве горожан качеством услуги заявила во время беседы с мэром Анатолием Ивановым, прошедшей в конце прошлой недели, губернатор Югры Наталья Комарова. Глава города, отметим, не смог внятно назвать причины кризиса с уборкой улиц, ограничившись обещаниями «сделать выводы и работать».
Тем временем у муниципального «Дорожника» объемы работ стали стремительно сокращаться, что поставило под угрозу своевременную выплату заработной платы, а в перспективе угрожает вынужденным увольнением сотрудников (по данным ФНС, в настоящее время в компании трудоустроено 86 человек). Эти вопросы, вероятно, также станут предметом обсуждения на заседании думы.
«На протяжении многих лет АО «Дорожник» успешно выполнял свои задачи по уборке и содержанию городских дорог, но администрация Анатолия Иванова подвела его в итоге к весьма вероятному банкротству. Больше всего волнует судьба людей, которые могут остаться без работы, тем более в Урае очень сложно решить вопрос с трудоустройством. Я считаю, что мы можем столкнуться с преднамеренным банкротством, и за это чиновники должны отвечать. Мои коллеги предполагают, что в этой ситуации влиятельные лица якобы хотят завладеть активами предприятия по остаточной стоимости или забрать все муниципальные объемы «Дорожника» в подконтрольные предприятия», – высказал личную точку зрения экс-депутат думы Урая Леонард Насибуллин.
При сравнительном анализе данных системы «Контур.Фокус» можно увидеть, что последнее относительно крупное соглашение между МКУ «Управление ЖКХ» Урая и АО «Дорожник» (на сумму чуть более 25,6 млн рублей) было заключено в декабре прошлого года. Согласно контракту, до конца 2019 года исполнителю предстоит оказывать услуги по внешнему благоустройству. В целом же количество заключенных соглашений, начиная с февраля 2018 года, у компании значительно снизилось, и сейчас главным образом это контракты от различных ведомств на предрейсовые осмотры водителей на мизерные суммы.
В свою очередь, ООО «Нефтедорстрой» в настоящее время работает сразу по нескольким госконтрактам от Управления ЖКХ на суммы от 1,5 до 73,8 млн рублей, выполняя работы по благоустройству и обслуживанию улично-дорожной сети. При этом, как рассказали изданию осведомленные источники, «Дорожнику», «чтобы выжить и платить зарплату сотрудникам, даже пришлось выступать в качестве субподрядчика на обслуживании внутриквартальных проездов».
В МКУ «Управление ЖКХ» Урая резкие изменения контрактования в пользу частной фирмы объясняют конкуренцией. Какие могут быть предприняты меры для сохранения актива администрации, в учреждении сказать затрудняются.
«Мне сложно говорить об этом, мы заказчики, а они подрядчики, поэтому поиск выходов – это их прерогатива. Полагаю, что сегодняшняя ситуация связана с системой торгов по ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок». Она, к сожалению, не дает возможности каким-либо образом финансировать предприятие из бюджета, хотя оно и является муниципальным. Приходится выживать на рынке и конкурировать. Какие-то дополнительные объемы мы пытаемся давать. Думаю, что до конца года «Дорожник» будет жить, а затем совет директоров будет принимать решение», – обрисовал актуальную картину «Правде УрФО» начальник управления Олег Лаушкин.
Впрочем, другие собеседники издания отводят более короткие сроки существования муниципальной компании, оговариваясь, что его судьба, скорее всего, будет решаться не на самом заседании думы 19 апреля, а несколько позднее. Вице-спикер городского парламента Артем Бабенко не смог прокомментировать ситуацию вокруг вопроса, значащегося в повестке, сославшись на отсутствие у него достоверной информации о состоянии «Дорожника». Его коллеги отметили, что примерно две недели назад направили письмо главе города Анатолию Иванову с просьбой высказать свои суждения о будущем предприятия, однако ответа, по их словам, до сих пор не получили, а 16 апреля мэр ушел в отпуск.
Добавим, что завтра вопрос предварительно будет обсуждаться депутатами на заседании профильной комиссии. По словам парламентариев, не исключен вариант, что «при определенных обстоятельствах он будет отложен и на заседании думы не прозвучит», однако какие именно причины могут повлиять на внесение ситуации в АО «Дорожник» в повестку, уточнять не стали.
«В «Дорожник», когда он был еще МУПом, вливали хорошие деньги из бюджета, финансировали приобретение спецтехники. Это себя оправдывало, предприятие работало качественно. С приходом Иванова ситуация изменилась. Контракты стали уходить «Нефтедорстрою», который связывают с мэром. Выставляют лоты, которые «Дорожник» не может себе позволить взять. Оборотов у него нет. И в итоге «Дорожник» фактически выдавили из города, сейчас он выживает за счет мелких работ по обслуживанию дорог на подрядах у «дочки» испанской Repsol в 80 километрах от Урая. Чтобы люди с семьями не вышли на улицы как, например, в Мортке [2], ему «Нефтедорстрой» отдавал субподряд по внутриквартальным проездам. Вместо поддержки своего актива, и для того есть возможности, по сути, ничего не делается», – рассказал на анонимной основе собеседник в мэрии.
Недавно ситуация для коллектива «Дорожника» еще более усугубилась. Со слов инсайдера, руководство «Нефтедорстроя» сообщило Анатолию Иванову, что не заинтересовано в привлечении субподрядчиков. Таким образом, у актива мэрии шансы на выживание стали еще более призрачными. А по улицам города зимой проезжал грейдер частной компании, используемый для расчистки промысловых дорог на месторождениях. Отвалы на обочинах превышали метр, потом они фактически закаменели, и их не вывезли до сих пор.
«Сейчас Лаврентьев выйдет на думскую трибуну. Он не будет объявлять о намерении подать на банкротство. Директор просит оказать помощь. Это же нонсенс. По идее это должен делать глава города, сказать, что в связи с тяжелым финансовым положением просит рассмотреть вопрос о выделении средств для поддержки. Дума может рассмотреть письмо. Но его должен направить глава, который ушел в отпуск. А Лаврентьева могут и завернуть. По сути, у нас сейчас все пущено на самотек, и с нашим мэром другое вряд ли возможно», – заключил аппаратчик.
«Правда УрФО [3]» продолжит следить за развитием событий.