Госструктуры УрФО оплатят заморозку цен на топливо из бюджета. Северный завоз ЯНАО – под угрозой срыва

Чиновники жалуются на непомерные аппетиты поставщиков топлива

Регулярно пролонгируемое соглашение между крупными топливными компаниями и российским правительством о заморозке мелкооптовых цен на бензин вслед за предпринимателями ударило по региональным и муниципальным бюджетам. Специалисты по госзакупкам в органах власти и подведомственных им учреждениях заявляют о требовании потенциальных поставщиков завышать начальные цены под угрозой отказа компаний от торгов. При этом даже по повышенным ценам долгосрочные контракты с исполнением в течение года заключать практически не получается – торги идут на периоды в квартал. Ситуации, в которой организаторы вынуждены закупать топливо по ценам, значительно превышающим стоимость бензина на заправках, судя по сайту госзакупок, отмечаются по всему Уральскому федеральному округу. Аналитики указывают на высокие риски при дальнейшем развитии ситуации в подобном направлении и констатируют опасность остановки деятельности целых структур, работа которых связана с разъездами. Под угрозой окажется и северный завоз в ЯНАО. По мнению экспертов, разбираться в проблеме пора прокурорам и следственным органам.

Уральские филиалы и представительства крупных нефтеперерабатывающих компаний нашли еще один способ компенсировать выпадающие убытки, угроза которых появилась из-за заморозки мелкооптовых цен на топливо в рамках соглашения головных структур с федеральным правительством. Вслед за предпринимателями, ранее жаловавшимися на изменения условий работы по топливным картам, претензии появились у государственных и муниципальных структур, обязанных проводить закупку через публичные процедуры.

Заправка автомобиля

Фото: sibdepo.ru

«Проводить закупки становится если не невозможно, то очень сложно. Мы сначала хотели сразу на год обеспечить топливом технику – начали запрашивать предложения для формирования стартовой цены. Стандартная процедура, которая в этот раз принесла большие сюрпризы. В каких-то компаниях наши запросы просто оставили без ответа. А в других – предложили такие условия, что только за голову хвататься – предложили поставить стартовой ценой больше 100 рублей за литр. Но потом даже это предложение дезавуировали. Сказали, мол, нам на год даже с такой ценой контракт неинтересен, и предложили расторговку в пределах квартала, предупредив, что при выставлении меньше 60-65 рублей за литр вряд ли будут заявляться на участие. Отторговались в итоге около полтинника – и большой вопрос, какие условия будут после завершения этого контракта, с учетом пролонгации соглашения правительства с нефтяниками», – описал ситуацию специалист по закупкам в одном из структурных подразделений свердловского правительства.

Его слова подтверждают данные с сайта госзакупок. Если на «обычных» заправках стоимость бензина АИ-95 колеблется в районе 45 рублей за литр, то найти такую же начальную цену на аукционах достаточно сложно. Среди организаций, которые ее все же разместили, например, есть администрация Магнитогорска, закупавшая топливо для контрольно-счетной палаты. В данном случае заявился лишь один участник. А вот в других регионах уже стартовая цена резко отличается в большую сторону. В Югре, например, Пыть-Яхский центр занятости населения готов покупать бензин за 53 рубля за литр, в Свердловской области БТИ Екатеринбурга выставило стартовой ценой почти 49 рублей, а ТФОМС – 55 рублей все за литр того же АИ-95.

Напомним, ранее «Правда УрФО» сообщала о том, что практически сразу после подписания соглашения между нефтяниками и правительством юрлица столкнулись с появлением так называемых «сервисных сборов». Из-за них стоимость топлива возрастала от 1% на бензин до 5% на дизтопливо.

В государственных структурах считают, что за их счет поставщики, как и в случае с изменением условий для юрлиц с топливными картами, получают дополнительную компенсацию потенциально выпадающих доходов, но пока не уверены, что есть основания для жалоб в ФАС или иные органы.

«Формально о ценовом сговоре мы говорить не можем. Когда запрашиваем цены для формирования аукционной документации, то потенциальные участники присылают разные прайсы, разница может доходить до 10 рублей. Но надо понимать, кто потом будет заявляться на аукцион. По утвержденным методикам мы формируем начальную цену, и потом отменяем аукцион, потому что никто, в том числе и компании, предлагавшие раньше приемлемые условия, попросту не заявляются», – указывает собеседник издания.

Аналитики с таким подходом не согласны, и указывают, что к ситуации подключать правоохранительные органы необходимо уже сейчас, так как создается угроза стабильной деятельности структур, особенно тех, у которых работа связана с разъездами.

«Завышением цен поставки топлива по госконтрактам, особенно если конкурс проводился с одним участником, должен интересоваться не рынок, а прокуратура и СКР. По всей видимости, это не столько желание нефтяников «отыграться» за «заморозку», сколько, вероятно, сговор и распил бюджетов. Если закупать топливо в 2-3 раза выше рынка, то, конечно, лимиты будут исчерпаны раньше срока. В результате к осени транспорт муниципальных служб может встать на прикол, а их руководители под угрозой остановки деятельности начнут выбивать новые средства», – указывает эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.

северный завоз в ЯНАО

Фото: neftegaz.ru

Особые угрозы возникают в Ямало-Ненецком автономном округе, где закупки топлива напрямую связаны с «северным завозом». Уже сейчас начинаются торги, которые призваны обеспечить формирование запасов для сезона 2019-2020 годов. С учетом складывающейся тенденции создается вероятный риск в топливном обеспечении – а это один из важнейших элементов жизнедеятельности в автономии. В профильных учреждениях, впрочем, на данный момент настроены достаточно оптимистично, хотя и признают, что пока не приступали к расторговкам поставок бензинов.

«Бензин мы будем закупать несколько позже, и не такими большими объемами – в первую очередь мы занимаемся обеспечением зимним дизельным топливом. Но я не думаю, что у нас возникнут какие-то проблемы, похожие на описанные вами. Все же у округа есть своя специфика – все знают текущие цены, так что вряд ли для нас у кого-то получится их задирать», – пояснили изданию в контрактной службе ГУП ЯНАО «Ямалгосснаб», занимающегося закупкой товаров первой необходимости для жителей округа за счет бюджета.

«Правда УрФО» будет внимательно следить за развитием событий.

Фото: avto24tv.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни