Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский
На заседании и.о. председателя правового департамента мэрии Александр Громут пояснил – всего постановлением предлагается утвердить 64 полномочия районных администраций, из них 29 являются новыми. В частности, главы должны будут разрабатывать и реализовывать стратегию социально-экономического развития района, участвовать в создании муниципальных и ведомственных программ, осуществлять муниципальный контроль, организовывать мероприятия по санитарно-эпидемиологической защите населения, а также отдыху и оздоровлению детей в каникулярное время.
При этом на данном этапе мэрия города не планирует прямое увеличение сметного финансирования районных администраций. Дополнительные средства могут прийти в районы только за счет перераспределения средств, заложенных в муниципальные программы, подчеркнул Александр Громут.
Вместе с тем, как обсуждается в кулуарах городской думы, часть средств может быть все же направлена в районы уже в ходе ближайшей корректировки бюджета – местные администрации могут получить по 100 млн рублей, однако официально чиновники администрации города об этом не сообщают. Отметим, на данный момент бюджет района, в среднем, составляет от 400 до 500 млн рублей в год.
Ряд депутатов критически отозвались о новой реформе Александра Высокинского. Депутат Дмитрий Сергин заявил, что мэрия пытается переложить свою ответственность на районных глав. Помимо этого, депутат уверен, что рост полномочий районов приведет к серьезному увеличению штатной численности администраций и росту расходов на их содержание.
«Мы нагромождаем администрации районов серьезными полномочиями и при этом не выделяем денег. В сегодняшнем виде документ – это поиск «стрелочников»: городская власть пытается освободиться от ответственности», – подчеркнул Дмитрий Сергин.
Помимо этого, депутаты подчеркивают, что не проработан вопрос с распределением полномочий между городом и районами, а также критерии оценки деятельности глав. «По ряду пунктов указано, что они просто должны «принимать участие». Но как мы будем оценивать степень участия? Всегда можно сказать, что тот или иной глава участвовал плохо», – добавил Дмитрий Сергин.
Так, особые вопросы депутатов вызвала необходимость участия глав в «предоставлении транспортных услуг населению», охране общественного порядка, организации санитарно-эпидемиологической защиты населения, а также согласовании проектов планировки территории.
По мнению Константина Киселева, участие глав районов в осуществлении муниципальных функций приведет к произволу. В ходе заседания депутат назвал вопрос непроработанным и предложил отложить его принятие.
«Главам недавно выделили деньги на проведение публичных слушаний, но они пытаются избавиться от людей. В Октябрьском районе все слушания идут в рабочее время, часть проектов по планировке общественно значимых территорий – это просто отписки. И сейчас мы их наделяем новыми полномочиями – как они будут реализовывать их? Что означает участие в осуществлении муниципальных функций? Это же прямой задел к произволу», – обозначил свою позицию Константин Киселев.
По словам первого замглавы администрации города Александра Ковальчика, проект постановления разрабатывался при прямом участии глав районов, все пункты документа были согласованы. Вместе с тем источники «Правды УрФО», близкие к администрации города, полагают, что районных чиновников просто уведомили.
«Депутаты уже озвучили позицию, что глав сделают стрелочниками – и к этому есть все риски. Это будет очень удобно. Мы это уже видели, к примеру, в уборке снега. Сейчас в этой реформе есть очень много подводных камней. К примеру, не вовремя проведенные торги или еще какие-то опоздания, и в итоге главы не смогут выполнить данные обещания, и останутся крайними. На данный момент никакого механизма разграничения полномочий и зон ответственности между городом и районами нет, это должно быть выработано в ходе реализации документа. Все делается с колес, и этим нужно заниматься. Судя по всему, самих глав просто поставили перед фактом, никто с ними ничего не обсуждал, не спрашивал их мнения», – пояснил изданию источник, близкий к мэрии.
«Обе системы – централизованная и децентрализованная – имеют право на существование, причем вторая успешно работала в Екатеринбурге. И только после того, как Чернецкий своим политическим решением отобрал все полномочия у районов, они стали просто главными дворниками без финансов. Тезисы Высокинского о том, что в этом случае власть становится ближе к людям, оправданы. Однако без денег система не будет работать. И очевидно, что это приведет к усилению роли глав. В этом случае всегда есть вероятность злоупотреблений, возникает коррупционная составляющая. Кроме того, очевидно и усиление политического влияния глав. Они могут превратиться в местных князьков, которые замкнут решение ключевых вопросов на себе. Разумеется, сейчас должен быть жесткий контроль. Кроме того, нужно заложить временной люфт, чтобы отстроить механизмы», – рассуждает политолог Александр Пирогов.
Председатель комиссии по МСУ Алексей Вихарев
Фото: egd.ru
В частности, сегодня депутаты одобрили включение в штат Счетной палаты еще двух аудиторов, что позволит увеличить количество проверок бюджетных расходов и деятельности муниципальных организаций.
По данным депутата, СП также получила полномочия по контролю за эффективностью работы сотрудников администраций. В думе полагают, что в ближайшее время часть чиновников мэрии может быть сокращена. В то же время реформа Высокинского предполагает серьезное увеличение штата местных администраций.
Отметим, несмотря на довольно жесткое сопротивление депутатов, вопрос был принят на комиссии при одном голосе против и двух воздержавшихся. Проект Высокинского будет рассмотрен на ближайшем заседании гордумы Екатеринбурга.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием ситуации.
Фото превью: egd.ru