Челябинскую мэрию принуждают к заключению концессий на ветхое имущество. В Усть-Катаве могут ввести режим чрезвычайной ситуации

Антимонопольное ведомство требует найти инвестора на ЖКХ активы

Один из муниципалитетов Челябинской области рискует остаться без теплоснабжающей компании. Региональное УФАС обвинило власти Усть-Катава в нарушении антимонопольного законодательства и создании преференций на рынке ЖКХ. Городские чиновники передали в аренду теплосети и котельные без каких-либо конкурсных процедур, а антимонопольщики уже назвали договор ничтожным и требуют заключения концессионного соглашения к маю 2019 года. В самой администрации уверяют, что готовились к концессии, но не смогли найти потенциальных инвесторов и передали сети в аренду вынужденно. Отраслевые эксперты считают, что чиновники не успеют провести все процедуры к маю, а в силу ничтожности договора обслуживать город будет некому. В региональном правительстве тем временем отмечают, что проблема привлечения частных капиталов в ЖКХ стоит остро для региона в целом. Субъект не может обеспечить возврат инвестиций из-за ограниченности тарифа, а бюджет не потянет многомиллионные выплаты инвесторам.

Челябинское УФАС вынесло предупреждение администрации Усть-Катавского городского округа с требованием передать муниципальную систему теплоснабжения в концессию. Решение было принято после того, как в ведомство обратилось Министерство энергетики и тарифного регулирования Челябинской области. В ходе проверки ведомства выяснилось, что мэрия без проведения торгов передала теплосети и котельные в аренду ООО «Коммунальные системы».

При этом, как отмечают в УФАС, передача прав на муниципальные объекты теплоснабжения, срок эксплуатации которых составляет более 5 лет, осуществляется исключительно на основании концессионного соглашения.

 Усть-Катав

Усть-Катав

Фото: vdp.mycdn.me

Ранее, в 2017 году, администрация Усть-Катавского городского округа проводила подготовку документации с целью проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения. Городские чиновники даже получили от МТРиЭ параметры долгосрочного регулирования для расчета дисконтированной выручки участника конкурса. В частности, тарифный орган согласовал метод регулирования и значения долгосрочных параметров в виде индекса эффективности операционных расходов.

Как пояснили сами городские власти, торги не удалось провести из-за отсутствия потенциальных участников и необходимости обеспечения теплоснабжения населения. По словам чиновников, на территории округа отсутствуют предприятия, оказывающие услуги по теплоснабжению, в связи с чем администрация и приняла решение о привлечении к обслуживанию объектов теплоснабжения ООО «Коммунальные системы», с которым заключались договоры аренды муниципального теплоэнергетического комплекса.

Между тем специалисты УФАС, ссылаясь на ФЗ «О теплоснабжении», указывают, что договор аренды, заключенный с нарушением требований ФЗ, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

«Действия администрации по предоставлению объектов теплоснабжения без проведения торгов по договору аренды приводят к ограничению конкуренции путем создания преимущественных условий осуществления деятельности хозяйствующему субъекту. В то же время, действующее законодательство не запрещает передачу и закрепление государственного или муниципального имущества за государственными и муниципальными предприятиями. В связи с чем при отсутствии инвесторов администрация может создать муниципальное МУП для оказания услуг теплоснабжения потребителям», – мотивируют свое решение в УФАС.

По итогам рассмотрения дела антимонопольное ведомство потребовало заново начать процедуру подготовки необходимых документов для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения и заключить его до 1 мая 2019 года.

Как отмечают участники рынка, постановление УФАС может нести гораздо более серьезные последствия, чем кажется на первый взгляд. По словам собеседника «Правды УрФО», город может попросту остаться без поставщика тепла и горячей воды.

«Если договор признается ничтожным, «Коммунальные системы» фактически не имеют права оказывать потребителям услуги, так как для этого нет юридических оснований. Если ситуация не будет решена, это может привести к коммунальному коллапсу в городе. Единственный выход – это объявить режим ЧС и на время его действия позволить «Коммунальным системам» вести деятельность. Но если зимой без тепла жителей города не оставят, кто будет поставлять горячую воду летом – большой вопрос», – делится мнением эксперт.

К прочему, как отмечают отраслевики, администрация не сможет исполнить требования УФАС вовремя. Во-первых, чиновники физически не уложатся в сроки проведения торгов, во-вторых, вряд ли найдется инвестор, заинтересованный в теплоснабжении Усть-Катава.

«Как правило, такие проекты действительно малоинтересны для концессионеров. Дело в том, что ветхие системы в небольших городах требуют крупных вложений при очень небольшом и ограниченном в росте тарифе. Проблема характерна не только для региона, но и для всей страны в целом. Регионы не могут обеспечить возврат инвестиций – инвестор не идет», – отметил собеседник издания.

По словам замгубернатора Челябинской области Сергея Шаля, зачастую, преимущественно в сельских территориях, невозможно договориться с потенциальными концессионерами из-за нехватки тарифных источников и невозможности обеспечить плату концедента из бюджета.

«Мы рассматривали множество проектов, обсуждали их с потенциальными инвесторами, но предлагаемые экономические модели оказались невозможными для реализации из-за чрезмерно длительных сроков окупаемости. Сейчас все они отложены на неопределенное время. Использовать механизм возврата за счет бюджета тоже невозможно: не хватает средств», – отметил Сергей Шаль.

В качестве примера замороженных концессий замгубернатора привел проекты по строительству котельных в поселке Энергетиков, Юрюзани и Сатке.

 Замгубернатора Челябинской области Сергей Шаль

Замгубернатора Челябинской области Сергей Шаль

Фото: mega-u.ru

С другой стороны, как отмечают собеседники издания в региональном правительстве, существуют и положительные примеры, когда при политическом вмешательстве удавалось решить проблемы в отдельных территориях.

Так, например, по договоренности с ООО «Перспектива» построены котельные в Троицке. В 2018 году в городе ввели в эксплуатацию объект на 120 МВт. Строительство велось за счет средств инвестора и Фонда содействия реформированию ЖКХ, конечная цена составила 600 млн рублей. Сейчас котельная передана в собственность муниципалитета, а эксплуатирующей организацией в течение 15 лет будет ООО «Перспектива».

Сейчас региону предстоит решить проблему с привлечением инвесторов в Усть-Катав, так как, по оценкам экспертов, муниципальные власти не обладают достаточными компетенциями для этого. Одним из наиболее вероятных сценариев наблюдатели называют вмешательство областного правительства: «Скорее всего, придется обеспечить возврат средств из областного бюджета».

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото: esyakutia.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни