Регионам предложили право на повышение тарифов ЖКХ. Администрация президента позволит увеличить цены после выборов

Инициативу озвучил в Госдуме Минстрой РФ

В ближайшее время главам регионов могут передать федеральные полномочия. Глава Минстроя РФ Владимир Якушев с коллегами считает необходимым дать местным властям возможность самостоятельно устанавливать предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги. Инициативу уже поддержали власти субъектов, для которых новые полномочия позволят снизить бюджетные обязательства по субсидированию платежей и привлечь инвестиции в отрасль. Свердловская, Челябинская и Тюменская области инициативу поддерживают, ведь фактически речь идет об увеличении тарифов для реализации крупных проектов в рамках концессионных соглашений. Однако аналитики отнеслись к предложению Якушева критично. Эксперты считают, что такие инструменты избыточны, так как действующее законодательство позволяет губернаторам обеспечить инвестору возврат средств. А участники рынка и вовсе полагают, что даже при передаче полномочий регионам контроль за тарифами все равно сохранит Администрация президента. Причем ориентироваться она будет не на потребность отрасли в инвестициях, а на электоральные циклы, исходя из которых и будут формироваться тарифы, а ЖКХ останется политическим рычагом.

Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев сегодня, выступая на правительственном часе в Госдуме РФ, предложил передать регионам полномочия по установлению предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги. За федеральными органами власти чиновник считает целесообразным оставить только разработку методики определения предельников.

По словам главы Минстроя, это позволит субъектам самостоятельно принимать решения о реализации тех или иных инвестиционных проектов в отрасли, их эксплуатации и бюджетных расходах на субсидирование.

Владимир Якушев

Министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев

Фото: acexpert.ru

Как отметил госчиновник, сегодня плановый объем вложений в рамках заключенных концессионных соглашений составляет около 300 млрд рублей, однако большинство концессий не имеют инвестиционных обязательств. В первую очередь, это связано с тарифными ограничениями. В то же время, новые полномочия позволят регионам решить эту проблему.

Инициатива главы Минстроя уже вызвала безоговорочную поддержку среди властей субъектов РФ. Замгубернатора Челябинской области Сергей Шаль в диалоге с «Правдой УрФО» заявил, что такой подход позволит снизить бюджетные обязательства по субсидированию тех слоев населения, которые в этом не нуждаются.

«К примеру, нам установили предельник в 2%, при этом тариф «Фортума» (поставляет тепло жителям Челябинской области) на коллекторах необходимо поднять на 15% в связи с переходом на физметод учета топливных затрат. Соответственно, разницу доплачивает бюджет, и нас же при этом обвиняют, что регион субсидирует эту компанию. Мы выступаем за установление экономически обоснованных тарифов для всех, однако не отказываемся от господдержки населения. Субсидировать необходимо тех граждан, которые действительно нуждаются в помощи. Мы приверженцы того, что помогать необходимо адресно: пенсионерам, молодежи, студентам, матерям-одиночкам, людям с невысоким достатком, а не мультимиллионерам. Меры такой поддержки есть и работают уже сейчас», – считает Сергей Шаль.

Между тем, по мнению замгубернатора Челябинской области, существуют риски, что в случае реализации инициативы федеральные органы власти могут все равно ограничить предельный рост индексов, предоставив регионам только возможность для маневра внутри установленных лимитов. Несмотря на незначительные оговорки, региональные власти согласны с основным аргументом Якушева касаемо увеличения инвестпривлекательности за счет роста тарифной базы. Сейчас в каждом регионе существуют нереализованные проекты, которые встали из-за невозможности обеспечить инвестору возврат инвестиций.

«У нас есть ряд концессионных соглашений, например, по строительству котельных в Троицке, Юрюзани и Сатке, есть и потенциальные инвесторы, но существующие тарифные ограничения не позволяют их реализовать. Бизнес отказывается, ссылаясь на отсутствие источников возврата средств», – резюмировал замгубернатора Сергей Шаль.

По словам Министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая Смирнова, подобная проблема сложилась и на Среднем Урале. В основном, такие случаи характерны для сельских территорий.

«Неоднократно вместе с инвесторами мы рассматривали различные проекты, но предлагаемые экономические модели оказались невозможными для реализации из-за длительной окупаемости. В результате их пришлось откладывать. Повсеместно вводить плату концедента невозможно по двум причинам: во-первых, отсутствуют бюджетные средства, во-вторых, при такой схеме получается, что строительство ведется за счет государства, а не внебюджетных источников. Мы придерживаемся позиции, что даже при участии казны доля инвестиций должна быть куда больше бюджетного финансирования», – пояснил «Правде УрФО» Николай Смирнов.

При этом министр уточнил, что при установлении предельников необходимо ориентироваться на благосостояние населения, чтобы чутко сохранить баланс между уровнем тарифов и пользой для отрасли.

«К тому же, должны быть соблюдены акценты, исходя из специфики каждого субъекта. Где-то больших вложений требует теплоснабжение, где-то – водоснабжение. В Свердловской области, на мой взгляд, это создание системы обращения с твердыми коммунальными отходами», – отметил чиновник.

Замгубернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин тоже поддержал инициативу бывшего шефа. По его мнению, единообразие при установлении индексов по всей федерации не дает регионам сбалансировать тарифные решения.

«Кто-то кто из регионов уже вышел на экономически обоснованные тарифы и вписывается в существующие индексы. Но в большинстве случаев даже рост зарплат, основанный на отраслевых соглашениях, в них не укладывается. Вписаться в существующую планку без ущерба для регулируемой организации невозможно, если нет субсидирования. В этом случае возникает факт давления на ресурсника: когда он субсидируется, регулятор старается выкинуть максимум затрат, чтобы сократить бюджетные расходы. Вопрос – дать той или иной ресурсоснабжающей компании жить, или задушить ее – зависит от возможности бюджетов», – указывает Вячеслав Вахрин.

Вячеслав Вахрин

Замгубернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин

Фото: tumentoday.ru

Эксперты в свою очередь видят предложение Владимира Якушева менее перспективным и необходимым. Заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов (Москва) Сергей Кондратьев считает, что в отрасли уже есть достаточные инструменты для обеспечения возврата средств инвесторам.

«Существуют процедуры, позволяющие региональным властям превысить предельный индекс для реализации того или иного инвестпроекта. На мой взгляд, такая схема более точечно направляет средства потребителей, и деньги вкладываются в прозрачные и понятные населению проекты. В противном случае, общественный контроль за сверхдоходами ослабевает», – предположил аналитик Кондратьев.

Участники рынка на условиях анонимности и вовсе говорят о том, что даже при передаче полномочий на уровень регионов вопрос установления тарифов будет максимально политизирован, как это происходит и сейчас.

«Думаю, мы станем больше играть в политику при решении экономических вопросов в ЖКХ, и на установление тарифов будет больше влиять политический календарь. На первый взгляд, регионам дают больше самостоятельности, но по факту федеральные избирательные циклы будут иметь большое значение. Формально, это снятие ответственности с федеральных властей и перенос ее на губернаторов. Администрация президента будет давать установки как политический куратор, а за последствия будут отвечать главы регионов. Своим предложением Владимир Якушев как отраслевик говорит, что теперь у губернатора есть все инструменты для решения вопросов ЖКХ, закрывая глаза на социальные последствия. Либо губернатор должен будет субсидировать превышение индекса сверх инфляции за счет бюджета. Сам Якушев, будучи губернатором Тюменской области, этим инструментом активно пользовался, но его регион это мог себе позволить», – резюмировал собеседник издания в одной из ресурсоснабжающих организаций.

Впрочем, пока заявления Якушева – только дебаты на заскорузлую тему концессий. Однако один из депутатов Госдумы, который просил не называть его имени, заявил, что «если Якушев сегодня начал говорить об этой модели открыто, то стоит ожидать ее введения. У Владимира Владимировича (Якушева) от руководства есть карт-бланш, его регион по праву носит статус передового, и от него ждут эффективных решений. Сегодня он внес этот посыл, информация, какая бы ни была конфликтная, перебродит, и скоро все будут готовы инициативу поддержать. Я уверен, что Якушев отсебятину нести неспособен, а значит, эта метода была оговорена со старшими товарищами», – заключает представитель одной из партий оппозиции в Госдуме.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: rb7.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “Регионам предложили право на повышение тарифов ЖКХ. Администрация президента позволит увеличить цены после выборов”

  1. Гражданин

    Инвестиционные проекы предполагают наличие инвесторов, а концессионные соглашения — концессионеров. Отъем денег у населения в пользу предприятий, которые на построеных объектах будут получать прибыль, ни как не связан с концессиями и инвестициями, и квалифицируется как мошенничество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни