«Уралвагонзавод» отказался от оборонных заказов на миллиарды рублей. Обанкротившийся подрядчик требует заплатить по счетам

Долг перед «Трансмашпроектом» достигает 400 миллионов

Петербургская компания «Трансмашпроект» уже больше года пытается получить деньги за работы, выполненные по заказу НПК «Уралвагонзавод». Заказы на миллиарды рублей подразумевали проектирование строительства новых цехов и реконструкции действующих промплощадок, задействованных в производстве танков и другой спецпродукции в рамках госзаказа Минобороны РФ. Контракты с подрядчиком были заключены еще в 2013 году, а спустя два года УВЗ решил отказаться от сотрудничества и разорвать отношения со ссылкой на срыв сроков исполнения работ. В суде представителям проектной компании удалось доказать, что танкостроительная корпорация стала виновником просрочки, поскольку сотрудники УВЗ в течение двух лет не смогли передать «Трансмашпроекту» техническое задание и параметры объектов, без которых невозможно начать разработку. В том числе из-за разрыва контрактов, по которым подрядчик недополучил за проделанную работу около 400 млн рублей, менее чем через год после описанных событий суд вынужден был признать компанию банкротом.

Проектная компания ОАО «Трансмашпроект» из Санкт-Петербурга только в апелляционном суде смогла доказать обязанность АО «НПК «Уралвагонзавод» (входит в ГК «Ростех») выплатить ей около 100 млн рублей долга за проделанную еще в 2013-2014 годах работу. Предприятие должно было разработать проектно-сметную документацию на проведение работ на территории завода.

В материалах суда не раскрывается, какие именно объекты планировалось построить. Открыта лишь информация о дате подписания контракта (25 сентября 2013 года) и стоимости проведения работ – 2 млрд 75 млн рублей.

УВЗ, Уралвагонзавод

В пресс-службе УВЗ не пояснили, какие именно объекты должен был спроектировать подрядчик. На портале «Госзакупок», через которые госкомпании обязаны расторговывать все свои заказы, также нет никакой информации об этом заказе. Эксперт в сфере госзакупок юрист Александр Кулаков пояснил «Правде УрФО», что есть лишь один вариант, при котором компания имела право не проводить эту сделку через «Госуслуги». «223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с закупками в области военно-технических отношений. Пункт 4 части 4 статьи 1 ФЗ 223 позволяет не расторговывать такие контракты», – пояснил юрист.

По инициативе «Уралвагонзавода» в 2015 году контракт между компаниями был расторгнут. Заказчик не подписал акты приемки работ и отказался оплачивать незавершенные разработки.

«Трансмашпроект» предъявил иск к УВЗ о взыскании задолженности. Иск не был удовлетворен по решению Арбитражного суда Московской области, но уже через четыре месяца 22 ноября 2018 года апелляционная инстанция отменила это решение. Корпорация не согласна с иском о взыскании задолженности. Поэтому подготовлена и в установленном порядке уже направлена кассационная жалоба с ходатайством о приостановлении исполнения судебного акта. «Уралвагонзавод» вынужден вести работу по делам давних лет», – обрисовали ситуацию представители госкомпании.

Одним из оснований, по которым суд первой инстанции поддержал УВЗ, стало то, что конечный результат работ заключался в разработке проектно-сметной документации по объекту, а не отдельных ее частей. Все же «Трансмашпроекту» удалось доказать, что даже частичная разработка проекта имела ценность для УВЗ. Кроме того, было учтено, что проект был не завершен именно из-за одностороннего отказа заказчика от договора.

Напомним, еще в 2013 году «Уралвагонзавод» причислял «Трансмашпроект» к одному из своих стратегических партнеров. Компания выступала генеральным проектировщиком нового механосборочного комплекса площадью более 26 тыс. квадратных метров. Цеха для производства спецпродукции строили в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года». На эти цели из федерального бюджета были выделены средства для софинансирования проекта, общая стоимость которого составляла миллиард.

Отметим, после расторжения контрактов с «Уралвагонзаводом» и проблем с оплатой частично выполненных контрактов проектировщик ушел в банкротство. Конкурсное производство было введено в декабре 2016 года. Оно не завершено по сей день, а взысканием с «Уралвагонзавода» занимается конкурсный управляющий Виктор Костомаров. В судах разных инстанций в настоящее время находится четыре иска о взыскании долгов с бывшего партнера из Свердловской области – в общей сложности «Трансмашпроект» пытается взыскать долг и пени за просрочку в оплате почти на 400 млн рублей.

На последнем собрании кредиторов Костомаров представил участникам два проекта мировых соглашений по искам к УВЗ. На новой встрече с кредиторами в середине декабря планируется рассмотреть еще один проект мирового, которое взыскатель рассчитывает предложить УВЗ по самому крупному разбирательству почти в 227 млн рублей.

Эта судебная тяжба длится с ноября 2017 года. Основной долг перед проектной организацией составляет 157 млн рублей, еще 70 млн рублей начислено в качестве пени за просрочку. Компания разрабатывала два проекта на реконструкцию заготовительного и механосборочного производств дизельных двигателей, расположенных в филиалах УВЗ в Челябинске и в Нижнем Тагиле. В общей сложности проектировщик за работу должен был получить более 650 млн рублей. УВЗ перечислил аванс в 197 млн рублей, но в сентябре 2015 года принял решение расторгнуть контракт из-за срыва сроков исполнения работ в рамках инвестпроекта. К оплате были приняты работы на 224 млн рублей.

Строительные работы на площадке УВЗ в Нижнем Тагиле

Первая инстанция удовлетворила требования лишь частично, обязав танкостроительный завод выплатить порядка 27 млн рублей оставшегося долга и 7 млн рублей штрафных санкций. В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции выяснилось, что срыв сроков произошел не по вине подрядчика. Вовремя ему были предоставлены исходящие параметры объектов только на заготовительном производстве дизельных двигателей. Исходя из фактуры, подрядчик разработал все необходимые документы для проведения реконструкции. По остальным зданиям и сооружениям представители «Уралвагонзавода» данные так и не передали, чем не позволили «Трансмашпроекту» выполнить свои обязательства.

Суд счел неправомерным расторжение контракта со стороны «Уралвагонзавода». Причем завод по договору должен был авансировать каждую из работ отдельно, соответственно, аванс за выполненный заказ составил 67 млн рублей. Возвратить или зачесть остальные авансовые платежи без расторжения контракта УВЗ не имеет права. Соответственно, по решению суда за уже выполненные работы «Уралвагонзаводу» придется доплатить 157 млн рублей, а также погасить штраф за просрочку в размере 7 млн рублей.

В настоящее время УВЗ пытается оспорить выводы апелляционного суда и по этому делу. Жалоба принята к производству. Заседание Арбитражного суда Московского округа состоится 9 января.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.

Фото превью: ria.ru

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни